История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
106 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
го твоего (в версии Второзакония: «Не желай жены ближнего твоего; и не желай дома
ближнего твоего...» — И. Г.); ни раба его, ни рабыни его (в версии Второзакония
дополнение: «ни поля его». — И. Т.); ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твое-
го»134.
II Синайский Завет с ГОСПОДОМ.
Основное содержание Книги Завета
В тексте книги Исхода 20:22-23:33 представлена Книга Завета (П*И2П HDD), в
которой зафиксированы следующие установления: закон относительно жертвенника для
жертвоприношений без идолопоклонства; постановления: о рабах135; о повреждениях
человеку136; о бодливом воле; о краже и возмещениях; о вдовах и сиротах; о займах; об
обетах; о приношениях; установления, касающееся седьмого {Субботнего) года137 и
Субботы; празднование праздника Опресноков138, праздника Жатвы первых плодов139 и
праздника Собирания плодов в конце года140. Три раза в году во время этих праздников
(праздничных паломничеств141) «весь мужской пол (ПЭТ)»142 должен являться пред Лице
ГОСПОДА (Исх. 23:17, 34:23-24, Втор. 16:16), т. е. собираться в Скинии (Ы. ниже, III), a
позднее — в Иерусалимском Храме. Отметим также монотеистическое предписание «не
упоминать имени других богов» (23:13). Книга Завета содержит также ряд запретов
этического характера143; здесь же мы находим и установление «не варить козленка в молоке
134 Ср. далее Исх. 34:10-28 (см. ниже, III).
135 О законодательстве Пятикнижия, касающемся рабов, см., например: Шифман И. Ш. Правовое
положение рабов в Иудее по данным библейской традиции // ВДИ 3 (1964). С. 54-80.
136 Здесь эксплицитно выражен принцип талиона: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за
глаз, зуб за зуб, руку за руку...» (21:23-25). См. также Лев. 24:20; Втор. 19:21. Этот принцип содержится во
многих древних законодательствах, например в Законах Хаммурапи, Солона, Двенадцати таблиц. Jus talionis
призван защитить слабого от произвола сильных. Ср. в то же время предписание Исх. 21:26—27, согласно
которому, если господин повредит глаз своего раба или выбьет ему зуб, он должен отпустить его на свободу.
137 Древнеизраильские институты Субботнего и Юбилейного годов являются дальнейшим развитием
идеи Субботы. Постановления о Субботнем годе содержатся также в текстах Лев. 25:1-7, 18-22 (см., кроме
того, 26:34-35) и Втор. 15:1-11. См. далее в нашем издании: Приложение I. Кодекс святости, 5.
138 См. Исх. 23:15, 34:18, Лее. 23:6-14, Втор. 16:1-8, 16 и выше, гл. III, 5: Пасха (экскурс).
139 Праздник Первых плодов имеет в Пятикнижии три основных наименования: день Жатвы {Исх. 23:16),
день Первых плодов (Числ. 28:26-31) и праздник Недель — Шавуот (Исх. 34:22; Втор. 16:9-12). См. также
Лев. 23:15-21, Втор. 16:16. См. далее в нашем издании: Приложение I. Кодекс святости, 4.
140 Соотносится с праздником Кущей (евр. Суккот). Праздник Кущей (Шатров) — семь дней ГОСПОДУ —
наступает в пятнадцатый день седьмого месяца. В тексте Исх. 23:16 и 34:22 этот праздник назван Праздником
собирания (плодов). См. также Лев. 23:35-36, 39-43, Втор. 16:13-16. См. далее в нашем издании:
Приложение I. Кодекс святости, 4.
141 Используемый в Исх. 23:15-16 термин ДП, хаг, обычно переводимый словом «праздник», имеет также
значение «праздничное паломничество».
142 Или: «всякий возмужалый», «всякий мужчина». Ср., однако, 1 Сам. 1:3 ел.
143 В частности: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтобы быть свидетелем
неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. Если
найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, — приведи его к нему... Даров не принимай; ибо