История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов
37
сированной в тексте Числ. 13:22[23], можно предположить, что Хеврон (он же Кириат-
Арба88; на территории будущего колена Йехуды) «был построен» в последней трети
XVIII в. до н. э. (ок. 1727 г. до н. э. или немного позднее)89. В то же время книга Бытия
сообщает, что Авраам почти сразу после своего обоснования в Ханаане «поселился у
дубравы (теребинтов. — И. Т.) Мамре, что в Хевроне; и построил там жертвенник
ГОСПОДУ» (13:18); в дальнейшем Хеврон становится его основным местопребыванием
(см., например, 14:13, 18:1). Таким образом, хронологический ориентир Числ. 13:22[23]
говорит в пользу того, что эпоху патриархов можно было бы соотнести с
археологическим периодом среднебронзового века II В (1750-1630 гг. до н. э.).
Когда же и почему отец Авраама Терах, «взяв» Авраама, сына своего, и Лота (сына
Гарана [рЛ]), внука своего, и Сарай (Сару), невестку свою, покинули великий южноме-
сопотамский город Ур и остановились в Харане, на севере Месопотамии, о чем
лаконично сообщается в Быт. 11:31? Думается, что это могло произойти около 1740 г. до н. э.
Дело в том, что в 1742/1741 гг. до н. э. против вавилонского царя Самсуилуны (1749—
1712 гг. до н. э.), сына Хаммурапи, вспыхивает восстание в пределах бывших царств
Ларсы и Иссина под руководством Рим-Сина II. Ур присоединился к восстанию. В
1739 г. до н. э. Самсуилуна учинил в городе страшный погром: значительная часть
населения была вырезана, а дома разрушены. Город надолго обезлюдел90. Исходя из этого,
можно предположить, что семья Авраама покинула Ур именно в период подавления
упомянутого восстания91.
II Завет ГОСПОДА Бога с Авраамом
Авраам остановился в Харане, к северу от города Мари (который он, вероятно,
проходил), в верхнем течении Евфрата, на восточном берегу реки. Именно здесь будущему
патриарху впервые явился ГОСПОДЬ (YHWH)92 и призвал его идти от своих сородичей
(Быт. 12:1) и от «служения иным богам» (И. Нав. 24:2-3) в Ханаан. По сути, уже здесь
ГОСПОДЬ провозглашает основные положения Завета, который «de jure» будет заключен
в Ханаане (см. Быт., гл. 15 и 17), а именно: от Авраама будет произведен великий народ
88 См. Быт. 23:2,35:27, И. Нав. 14:15, 20:7, Суд. 1:10.
89 Артефакты, относящиеся к этому периоду, были обнаружены в гробнице в Вади аль-Тутах.
90 Об Уре в период с 1932 по 1739 г. до н. э. — т. е. Уре непосредственных предков Авраама — можно
прочесть в монографии И. М. Дьяконова «Люди города Ура» (М., 1990). См. также: Вулли Л. Ур халдеев. М.,
1961. _
91 В связи с вышеприведенными хронологическими и географическими ориентирами заметим, что,
согласно апокрифической Книге Юбилеев, 13:10-15, Авраам появляется в Ханаане в период основания Хеврона;
через семь лет, когда он пребывал в Египте (ср. Быт. 12:10-20), там был построен Цоан. (Книга Юбилеев была
написана на еврейском языке в середине II в. до н. э., вероятно, в ессейско-кумранской среде; многочисленные
фрагменты книги на еврейском языке были обнаружены в Кумране.) Ср. также кумранскую рукопись Апокриф
книги Бытия (1Q Арос Gen) 19-20.
92 Ср. Быт. 15:7, где ГОСПОДЬ говорит Аврааму: «Я Господь (YHWH), который вывел тебя из Ура
халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение». Но тогда, в Уре, Господь еще, по-видимому, не открылся
ему.