История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов А1
сколько значений. Во-первых, оно означает „Существо вечное" (ens aeternum),
„Существующее само по себе" (ens a se), „Необходимое" (ens necessarium), и это
наиболее распространенные значения этого слова. Во-вторых, оно означает Существо,
неизменное в Своих решениях, и, как следствие, — Существо, безгранично верное в Своих
обещаниях...»
Некоторые исследователи усматривают в Имени YHWH форму каузативной породы
hiph'il от глагола hwh/hyh («быть») и интерпретируют его как «Тот, Кто дает бытие,
существование». В свете данного истолкования обозначение Л1КЗ^ ГЛГР может означать:
«Тот, Кто дает существование (т. е. творит, порождает) воинства», т. е. воинства
небесные (и, возможно, воинство Израиля), или же все вещи мироздания. Однако следует
иметь в виду, что глагол hwh/hyh в каузативной породе не зафиксирован в еврейском
144
языке .
Имя YHWH возводится также некоторыми исследователями к корню ГЛП («падать»)
в hiph'il и истолковывается как «Заставляющий падать (дождь и/или молнию)»,
интерпретация: «Громовержец»145; либо «Заставляющий падать (врагов)»146. Существует
также точка зрения, согласно которой обозначения Yo, Yah, Yahu, обычно
рассматривающиеся как сокращенные формы от YHWH, первоначально могли не иметь какого-то
определенного значения и являться своего рода культовыми возгласами, с помощью
которых пытались призвать мистическую нуминозную силу, светозарную манифестацию
сакрального.
5. ИВРИМ И ХАПИРУ
Итак, Авраам, дальний потомок 'Эвера (ТЭД), первым из библейских героев
обозначен термином ха- 'иври (ЛЗУП; Быт. 14:13)147. Как замечает И. М. Дьяконов, термин 'ив-
ри применялся «ко всем потомкам 'Эвера, по крайней мере, ко всем потомкам Авраама,
— такова была, несомненно, его первоначальная коннотация». Отмечая разницу в
употреблении в библейском языке терминов 'да/ш-«еврей» и «израильтянин» (потомок
патриарха Йакова-Израиля и его сыновей; см. ниже), этот российский исследователь пишет:
«Первым термином обозначается такое лицо из числа племен 'ибрим, которое либо не
входит (вообще или в данное время) в состав членов израильского племенного союза
[утратило племенные связи], а позже в состав подданных Израильского или Иудейского
царства, либо же изображено в разговоре с собеседником [чужеземцем], который не мо-
144 См. также: Childs В. S. The Book of Exodus. Philadelphia, 1974. P. 62 ff.
145 См.: Учение. Пятикнижие Моисеево / Введ., пер. и коммент. И.Ш. Шифмаиа. М., 1993. С. 293.
146 Выдвигается также гипотеза, согласно которой Тетраграмматон следует возводить к глаголу ГЛП в
значении «дуть», «дышать» (?) и рассматривать как специальное обозначение Бога ветра и бури.
Ю. Велльхаузен истолковывает YHWH как «Шествующий в ветре».
147 К этому термину восходит русское «еврей» (через греч. 'ЕРраих/Еррёос;).