История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VI
ЕДИНОЕ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО.
САУЛ, ДАВИД И СОЛОМОН
ПОПЫТКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В ЭПОХУ СУДЕЙ
Спорадические локальные попытки установления царской власти в Израиле,
вероятно, имели место еще в эпоху Судей. Так, согласно книге Судей, гл. 9, сын Гид'она
(Йерубба'ала) и его ханаанейской шехемской наложницы Авимелех был провозглашен
жителями древнего культового центра Шехема царем «и властвовал (W1) над Израилем
три года» (Суд. 9:22). Жителями Шехема, по всей вероятности, были тогда по
преимуществу ханаанеи (ср. Суд., гл. 9), для которых царская власть была издавна знакома, и
это способствовало провозглашению Авимелехом себя именно «царем». Авимелех был
убит в ходе восстания против него Шехема и близлежащих поселений, вероятно, ближе
к концу первой половины XI в. до н. э. Показательно само имя — 'Авимелех,
означающее «мой отец — царь»; это первый израильский антропоним, включающий термин ме-
лех, «царь» (согласно Быт., гл. 20, 26 ], так же звали филистимского царя города Гера-
ра). Заметим, что описание попытки Авимелеха воцариться в Шехеме сопровождается в
книге Судей антимонархической притчей, вложенной в уста младшего сына Гид'она Ио-
тама (9:7-15):
Выслушайте меня, горожане Шехема, и (тогда) выслушает вас Бог!
Собрались как-то деревья помазать над собою царя,
и сказали оливе: «Царствуй над нами!»
И сказала им олива:
«Неужто оставлю я тук мой, которым чествуют богов2 и людей,
и пойду скитаться меж деревьями?»
И сказали деревья смоковнице: «Приди ты, царствуй над нами!»
И сказала им смоковница:
«Неужто оставлю я сладость мою и добрый плод мой
и пойду скитаться меж деревьями?»
И сказали деревья виноградной лозе: «Приди ты, царствуй над нами!»
И сказала им виноградная лоза:
«Неужто оставлю я сок мой, который веселит богов и людей,
и пойду скитаться меж деревьями?»
И сказали все деревья терновнику: «Приди ты, царствуй над нами!»
1 Ср. Пс. 34:1.
2 Здесь и в ст. 13, вероятно, подразумеваются некие действия, связанные с культом духов предков
(«богов»; евр. DTiVn); ср. также 9:27. См. далее: ч. II, гл. V, 3, II.