История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
296 Часть II Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения
покинуть этот мир до восхода солнца. Судя по 2 Сам. 4:12 и Ис. 57:11, духи перешедших
в потусторонний мир могли причинять вред живущим; в рассматриваемом же пассаже
CTiVn повреждает сустав бедра своего противника — Иакова. В свете сказанного текст
Быт. 32:25-33 может быть интерпретирован как аллегорическое выражение борьбы
Йакова-Израиля, персонифицирующего собой еврейский народ, с древним и имевшим
широкое распространение у жителей Восточного Средиземноморья культом предков114.
Имя же Израиль могло бы быть истолковано в этом случае как Боровшийся с духом resp.
Тот, кто борется с (культом) духов. Исходя из этого, текст Быт. 32:29 мы предложили
бы перевести следующим образом: «... ибо ты боролся (ГРИР) с духами (DVlVN; или:
«духом». — И. Т.) и людьми (СЧЕШ; sc. идолопоклонниками; ср., например, Быт. 35:1-
4. — И. Г.), и превозмог»; т. е. Йаков благоуспешно боролся с существами однопорядко-
вой с собой силы за чистоту монотеизма.
IV. Ргфаимы
I
Одним из наиболее распространенных ханаанейско-аморейских и израильско-
иудейских терминов для обозначения обитающих в потустороннем мире духов
почивших (прежде всего, высокопоставленных в земной жизни лиц) было наименование ра-
паиты/рефаимы: библ. ОЧФЧ (масоретская огласовка: repa'im; вероятная первоначальная
вокализация rope'im; см. ниже), угарит. гр'шп, род. п. rp'im; финик, rp'm. В Библии
термин CNDI в данном значении встречается в Ис. 14:9, 26:14, 19, Пс. 88[87]:11, Притч.
2:18, 9:18, 21:16, Яш. 26:5.
Как замечает К. ван дер Тоорн, древнеизраильский культ предков и, в частности,
представления о CNDI являются «во многих отношениях скрытым наследием —
скрытым, поскольку оно было удалено из письменных источников или, по крайней мере,
замаскировано и завуалировано»115. Он полагает также, что религиозные ученые,
занимавшиеся отбором, кодификацией и редактированием библейских произведений, не
были склонны упоминать или ссылаться на древнеизраильские верования, связанные с
почитанием (выдающихся) предков, и «пытались устранить или выхолостить любые
намеки на позитивную оценку культа мертвых»116. В этой же плоскости, вероятно,
следует рассматривать и огласовку масоретами термина для обозначения духов
почивших — CNDI — как repa'im, «слабые», «немощные», «бессильные» (ср. HD1, «быть
слабым, немощным») вместо изначального чтения rope'im, «целители», «врачи» resp. «бла-
114 Неоднократно встречающиеся в Библии запреты на общение с духами почивших {Лев. 19:31, 20:6, 27,
Втор. 18:11, 1 Сам. 28:3, 9-12, 2 Цар. 23:24; ср. Втор. 19:31; Иез. 13:17-23; также кумранский Храмовый
свиток {11Q 7), кол. LX, 17-20), как кажется, указывают на то, что эта практика была широко распространена
в древней Палестине.
115 Toorn. Family Religion in Babylonia, Syria and Israel. P. 225.
116 Ibid.