История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VI Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон
177
том, что Ковчег Божий пребывал именно в Киръят-Йеариме, находящемся в уделе Йеху-
ды (родного колена Давида), а не в Гив'оне, расположенном в уделе Бинйамина. Этим
же, как представляется, может быть объяснено отсутствие (за одним исключением; см.
ниже) упоминаний о Ковчеге во времена Саула (ср. Пс. 78:60-72). Перенесение Ковчега
Божия после возвращения его от филистимлян в Гив'у («холм»)/Киръят-Йеарим, а не в
Шило, вероятно, косвенно свидетельствует в пользу гипотезы о разрушении
филистимлянами этого древнего израильского культового центра ок. 1050 г. до н. э.
2. ЦАРСТВО САУЛА. КУЛЬТОВЫЙ ЦЕНТР И ПЕРВАЯ СТОЛИЦА
ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА ГИВ'АТ ХА-'ЭЛОХИМ (ГИВ'А)
В этот опаснейший для Израиля период, лет через двадцать (ср. 1 Сам. 7:2) после
упомянутых выше событий, и происходит избрание на царство Саула, правление
которого проходит в непрестанных войнах с филистимлянами. Саулу удалось разгромить
гарнизон филистимлян, располагавшийся в Гив'е Бинйаминовой (которую
филистимляне, видимо, рассматривали как важнейший израильский стратегический центр), и в
конечном счете освободить от их ига всю центральную часть Израиля. Царство Саула
включало территории Бинйамина, Эфраима, Гил4ада; вероятно, к нему присоединились
Йехуда и Галилея (или, по крайней мере, оно оказывало значительное влияние на эти
территории). Царь правил из Гив'ы в уделе Бинйамина, превратив этот город в
столицу — Гив'ат-Шаул.
«И сидел Саул в Гив'е под тамариском на возвышенности, с копьем в руке, и все
слуги его окружали его» (7 Сам. 22:6; ср. 14:2).
Название первой столицы Израиля — Гив'а — буквально означает «холм»,
«высота» и встречается в Библии также в формах Гева' и Гив'он28. (В уделах Бинйамина и Йе-
худы было несколько населенных пунктов, обозначаемых данным термином.) Гив'а
Саулова также называлась О^КП ЛУЭД Гив'ат ха-'Элохим (I Сам. 10:5), т. е. Холм
Бога, — здесь было расположено святилище (ЛМЛ; букв, «высота»29) Бога, вокруг
которого, вероятно, группировалось сообщество пророков (7 Сам. 10:5, 9-10). О
существовании в Гив'е святилища мы узнаем и из текста 2 Сам. 21:6, 9, согласно которому гив'он-
ские хиввиты30 (одна из народностей, населявших Ханаан) повесили семь потомков Сау-
28 1 Хр. 8:29-40; 2 Сам. 5:25 (Септуагинта) и параллельное место в 1 Хр. 14:16; 2 Сам. 21:6 (Септуагин-
та, Аквила, Симмах), вероятно, 2 Сам. 2:12-24 и др.; см. также ниже.
29 В Ам. 7:9 «высоты» (ГПЕЗ) упоминаются в параллелизме с термином «святилища» (О'ИПрО). А,
например, в 1 Цар. 13:32, 2 Цар. 23:19 упоминаются «дома высот» (см. также, например, 1 Сам. 9:22, 1 Цар.
12:31; ср. далее 2 Цар. 17:29, 32 (о народах, переселенных в Самарию) и др.).
30 В И. Нав. гл. 9; 11:19 так названы жители Гив'она и окрестных селений; в И. Нав. 11:3, Суд. 3:3, 2 Сам.
24:7 — обитатели Ливанских гор и Хермона; в Быт. 34:2 хиввитом назван правитель Шехема Хамор. В 2 Сам.
21:2 неизраильское население Гив'она определяется как происходящее из «остатка амореев»; как отмечалось