История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
222 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
царь, впавший в идолопоклонство, мог исключить из своего имени первый компонент,
представляющий собой сокращенную форму Тетраграмматона — Имени Божьего49.
После своего пребывания в Дамаске по случаю взятия столицы Арама Тиглатпаласаром
Ахаз вводит в Иудее также сирийские (ассирийские) культы.
В 729 г. до н. э. Ахаз назначил соправителем своего сына Хизкийаху (Йехизкийаху),
который оказался одним из наиболее благочестивых царей в еврейской истории. (По
мнению Бен-Сиры, писавшего в начале II в. до н. э., в Израиле и Иудее все цари тяжко
грешили, кроме Давида, Йехизкийаху и Йошийаху [49:4]; ср. также позитивную оценку
Асы во 2Хр., гл. 15, У Цар. 15:11 слл. и Йехошафата во 2Хр., гл. 17, / Цар. 22:43.)
Израиль при династии Йеху (841-752).
Последние израильские уари и падение Самарии
Как отмечалось выше, Йеху (841-814), вдохновляемый пророком Елисеем, придя к
власти, уничтожил культ баализма в Израиле, однако религиозная система, учрежденная
Йаровамом I, продолжала функционировать в Северном царстве и при Йеху и при всех
его преемниках (2 Цар. 10:29, 31).
Израильский царь «Йеху, сын Омри» приносит дань Салманасару III
(Черный обелиск)
Ввиду военной угрозы со стороны агрессивного дамасского царя Хазаэла Йеху в
первый же год своего царствования, 841 г. до н. э., вынужден был в поисках сильного
союзника послать обильную дань ассирийскому царю Салманасару III. На т. наз. Черном
обелиске Салманасара, обнаруженном А. X. Лэйардом в 1846 г. в Нимруде и хранящемся
в Британском музее, Йеху изображен коленопреклоненным перед ассирийским царем, а
49 Horn. Divided Monarchy. P. 250, п. 25.