История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
342
Приложения
ник совершал там священнодействия, очистительные жертвоприношения (тельца и козла в
жертву за грех, кровью коих покроплял на крышку Ковчега Завета и перед ней, и двух
овнов во всесожжение68), искупая (очищая от грехов) себя, Святое-Святых, Скинию
собрания с жертвенником, священников и все собрание народа69.
Особое внимание в литературе уделяется ритуалу, связанному с так называемым
«козлом отпущения». Согласно 16-й главе книги Левита, Аарон должен был взять от
общества сынов Израилевых двух козлов в жертву за грех, поставить «перед ГОСПОДОМ у
входа в Скинию собрания» и бросить относительно них жребии (ГП^ПД): один козел,
согласно выпавшему ему жребию, приносился первосвященником ГОСПОДУ в жертву за грех
(см. выше, ч. I, гл. III, 7), другой же, на которого вышел жребий «^ШУ*?» [ла'аз'азел],
отсылался с нарочным человеком в пустыню. На голову козла для (-*?) *?ШУ Аарон
накладывал обе руки, «исповедуя над ним все грехи сынов Израилевых и все преступления их»
и как бы символически возлагая сим действием их на него70. Предполагалось, что под
термином VtKTV ('аз'азел/'Аз'азел) может подразумеваться: 1) собственно козел
отпущения, как отсылаемый (уводимый) в пустыню (ср.: Септу агинта: атсотсо|хтсаю(;; Вульгата:
caper emissarius; аналогично Аквила, Симмах, Теодотион и др.); при этом термин,
вероятно, читается как VtK-ТУ, уходящий козел; козел, которого не стало; 2) отпущение как
таковое (ср. Септуагинту: ец irjv &7to7io|!7ir|v; ср. также, например, синод, перевод VtKT^V как
«для отпущения»); 3) название местности (гора в пустыне, собственно пустыня, страшный
обрыв и т. п.), куда отсылался этот козел (например, Таргумы, мидрашистская
литература); 4) имя козлообразного бога (духа) Синайской пустыни, демонического существа или
68 Перед принесением всесожжении (двух овнов и тука тельца и козла, принесенных в жертву за грех)
Аарон снимал льняные одежды, вновь омывал свое тело и надевал свои обычные торжественные первосвя-
щеннические одежды.
69 Деятельность первосвященника в День искупления в Иерусалимском Храме описывается в
талмудическом трактате «Йома'».
70 Ритуальная практика возложения грехов общины на специально избранных животных или людей
[фармакос] (в частности, для избавления или предотвращения бедствий, болезней и т. п.) зафиксирована в ряде
языческих религий. Например, в первый день праздника таргелий (6-й день месяца таргелия [май-июнь])
афиняне выбирали одного или двух мужчин (или мужчину и женщину), — репрезентирующих божество и в то
же время являющихся лицами, на которых возлагаются грехи городской общины,— обводили их вокруг
города, побивая зелеными ветвями деревьев, а затем изгоняли из города. Тем самым, как предполагалось,
Афины будут защищены от несчастий в следующем году. В отдельных случаях, как, например, в период
тяжелых бедствий, этих людей приносили в жертву, бросая в море, сжигая на погребальном костре или же побивая
каменьями.
Во время римского праздника луперкалий [от лат. lupus — волк] (празновавшегося в честь бога Фавна
15 февраля вплоть до периода поздней античности и начинавшегося в Луперкале — святилище Фавна Луперка)
жрецы-луперки в шкурах закланных на жертвеннике козлов и с нарезанными из шкур жертвенных козлов
ремнями в руках обегали вокруг Палатинского холма и стегали ими прохожих, в особенности женщин.
Считалось, что удар ремнем, сделанным из шкуры этих принесенных в жертву козлов («отпущения»), может
излечить бесплодие.
Отметим также, что раннее римское право допускало процедуру, разрешающую невиновному нести
наказание за преступника, признавшегося в совершенном им преступлении.