История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
126
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
что может подразумевать когнативный характер соответствующих материалов. (Сам
приведенный в книге Числ ценз может быть сопоставлен с аналогичными материалами
из города Мари, где проводились переписи как на предмет военной службы, так и для
распределения земли.)
Числа в книге Числ
(экскурс)
В главах 1 и 26 книги Числ содержатся данные двух переписей израильтян,
проведенных с интервалом приблизительно в сорок лет. Согласно первой переписи,
осуществленной у Синая «в первый (день) второго месяца, во второй год по выходе» Израиля
«из земли египетской», «было всех вошедших в исчисление сынов Израилевых, по
семействам их, от двадцати лет и выше, годных для войны у Израиля», 603 550 человек
(гл. 1). Основываясь на релевантных свидетельствах, касающихся других древних
народов, общее число израильтян, вышедших из Египта, может быть исчислено
приблизительно в 2,5-3 млн человек, минимум — в 2 млн. (Обычно число мужчин, годных по
возрасту для военной службы, составляло 20-25% от всего населения.) Приблизительно
через сорок лет (через поколение), на равнинах Моава, была произведена еще одна
перепись, давшая число 601 730 человек (гл. 26). Согласно проведенным переписям, самым
многочисленным оказалось колено Йехуды: первый ценз дал цифру 74 600
боеспособных мужчин, второй — 76 500. Самым малочисленным, согласно первой переписи, было
колено Менашше- 32 200 боеспособных мужчин (согласно второй переписи, их уже
52 700 человек), а согласно второй — Шимона — 22 200 человек (первый ценз дал
цифру 59 300). Существует четыре основные точки зрения относительно реальности чисел,
приведенных в книге Числ:
1) Согласно традиционной точке зрения, эти цифры следует принимать буквально.
В этой связи укажем на математический расчет Т. Уайтлоу38, согласно которому при
допущении, что у потомков пятидесяти одного внука Иакова39 было в среднем по четыре
отпрыска мужского пола в каждом поколении40, то общее число его потомков мужского
пола через семь поколений41 могло бы быть более 835 000 человек.
Три других подхода исходят из того, что такое большое количество людей вряд ли
могло бы существовать в течение сорока лет в условиях пустыни при крайне
ограниченном количестве воды, пастбищ для скота и т. д.
2) Прототипом цифр ценза в Числ. 1 и 26 являются результаты переписи,
проведенной в первой трети X в. до н. э. царем Давидом (см. 2 Сам. 24); гипотетическая цифра
38 «Numbers, Book of» // ISBE. Т. 4. P. 2166.^
39 Из пятидесяти трех; Эр и Онан, сыновья Йехуды, умерли еще до поселения семейства Иакова в Египте.
40 Для сравнения укажем число сыновей у сынов Иакова (по Быт. 46:8-25): у Реувена — 4, у Шимона —
6, у Леви — 3, у Йехуды — 5, у Иссахара — 4, у Зевулуна — 3, у Гада — 7, у Ашера — 4, у Йосефа — 2, у
Бинйамина — 10, у Дана — 1 и у Нафтали — 4. (Ср. 1 Хр., гл. 2-8.)
41 В Библии поколение исчисляется приблизительно 40 годами.