История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль
203
Йехоахаз (Иоахаз) 608 Пекахйа (Факия) 742-740
Йехойаким (Иоаким) (Элйаким) 608-598 Пеках (Факей) 740-732
Йехойахин (Иехония) 598-597 Хошеа (Осия) 732-723[722]****
Цидкийаху (Седекия) (Матанйа) 597-586
* С 872 г. до н. э. Йехошафат был соправителем Асы, своего отца; по смерти отца, с 869 г. до н. э.,
правил единолично. Также соправителями своих отцов были иудейские цари Йехорам, Йотам, Ахаз, Хи-
зкийаху, Менашше (ср. также след. сноску) и израильский царь Йаровам П.
** Сын Амацйаху Уззийаху (Азарйа), видимо, стал регентом еще при жизни отца, хотя Амацйаху
какое-то время номинально мог сохранять титул царя (ср. 2 Цар. 14:1-2, 17).
*** Относительно возможности того, что Хизкийаху был соправителем своего отца, Ахаза, с 729 г. до
н.э. см., например: Н. Нот. The Chronology of King Hezekiah's Reign // AUSS 2 (1964), p. 40-52;
E. A. Parker. A Note on the Chronology of 2 Kings 17:1 // AUSS 6 (1968), p. 129-133.
**** С 725/724 г. до н. э. Хошеа находился в ассирийском заточении.
1. РАСКОЛ ЕДИНОГО ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА
По смерти Соломона Йаровам был призван северянами, представители которых
собрались в древнем израильском культовом центре Шехеме. Сюда же пребывает для
воцарения и сын Соломона Рехавам со своим советом, будучи, вероятно, хорошо
осведомлен о мятежнических настроениях северных колен. Об этом свидетельствует уже тот
факт, что царь согласился короноваться не в Иерусалиме, а на севере, в Шехеме.
Израильтяне потребовали от Рехавама облегчить повинности, которыми обременил их его
отец, Соломон. Согласно повествованию / Цар. 12 (ср. также 2 Хр. 10), вероятно,
подвергшемуся литературной обработке, чтобы придать ему народный стиль, склонный к
деспотизму Рехавам не послушал своих умудренных опытом старых советников,
рекомендовавших царю уступить на данном этапе народным требованиям, но внял совету
молодых (имплицитное указание на «двухпалатный» совет, как полагают некоторые
исследователи^)), призывавших царя в грубой форме отклонить их и показать, что он
сильнее своего отца. (Метафорически это выражалось в скабрезной формуле: «мой
мизинец толще чресл отца моего» — и это при том, что гарем Рехавама был на порядок
меньше гарема его отца [2 Хр. 11:21]!) С кличем:
'Нет нам доли в Давиде,
и нет наследия нам в сыне Ишая!
Все по шатрам своим, израильтяне!
Теперь смотри за домом своим, Давид!' —
разошелся Израиль по шатрам своим (/ Цар. 12:16; 2 Хр. 10:16; ср. 2 Сам. 20:1).
Закончилась эпоха единой Страны Израиля, длившаяся около ста лет: на месте
Израильского царства появляются два самостоятельных государства, Иудея (Йехуда) и
Израиль. Северное царство, Израиль (Йисра 'эль), упоминается также в источниках под
названием Эфраим (по наименованию важнейшего колена), Иосиф (Йосеф; отец Эфраима