История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
218
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
Аталйи, дочери Ахава и Изевели38. Йехошафат контролировал Эдом (1 Цар. 22:47), часть
территории Эфраима (2 Хр. 17:2, ср. 19:4); филистимляне и аравитяне присылали ему
дары {2 Хр. 17:11). Морская экспедиция в страну Офир, которую пытался организовать
из Эцйон-Гевера Йехошафат, окончилась неудачей (7 Цар. 22:48; 2Хр. 20:6-37). Деяния
этого иудейского царя фиксировал, в частности, прозорливец Йеху, сын Ханани, записи
которого были внесены в Книгу царей Израиля (2 Хр. 20:34).
В царствование сына Йехошафата Йехорама (854-841) в Иудее начинает
распространяться культ финикийского Ба'ала, прежде всего, усилиями его жены Аталйи
(2 Цар. 8:18). При этом царе от Иудеи отложился Эдом (2 Цар. 8:20-22; 2 Хр. 21:8-10).
Сын Йехорама и Аталйи Ахазйаху (841 г. до н. э.) продолжал поддержку баализма. Он
был смертельно ранен во время восстания генерала Йеху против израильского царя
Йехорама, дяди Ахазйаху (см. выше), и умер от ран в Мегиддо (2 Цар. 9:27; ср., однако,
2Хр.22:9).
3. ИСТОРИЯ ИУДЕИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ IX В. ДО Н. Э. ДО ВОЦАРЕНИЯ ХИЗКИЙАХУ (715 г. до н. э.).
ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ IX В. ДО Н. Э. ДО ПАДЕНИЯ САМАРИИ (723/722 гг. до н. э.)
Иудея с 841 по 790 г. до п. э.
Узнав о гибели Ахазйаху, Аталйа провозгласила себя царицей — вопреки
традициям Дома Давида и почти всех других династий Ближнего Востока, не знавших цариц —
и правила в Иудее шесть лет, с 841 по 836 г. до н. э. Это был единственный перерыв в
царствовании потомков Давида в стране. Боясь легитимных претендентов на трон, она
уничтожила «все семя царское». Спрятать удалось лишь одного сына Ахазйаху,
младенца Йехоаша. Все годы правления царицы Аталйи Йехоаша укрывал в Иерусалимском
Храме первосвященник Йехойада (2 Цар. 11:1-3; 2Хр. 22:10-12). В 836 г. до н. э.
первосвященник при поддержке сотников войска, иноземных наемников-кя/?м (/ Цар. 11:4, 19;
вероятно, они тождественны с керети39; ср. 2 Сам. 20:23 и 8:18, 15:18), царских
гвардейцев-телохранителей, левитов и глав родов провозглашает семилетнего Йехоаша царем;
Аталйа же была умерщвлена военными. Капище Ба'ала в Иерусалиме было разрушено,
истуканы его уничтожены, а главный жрец убит (2 Цар. 11:4—21; 2 Хр., гл. 23).
Пока был жив опекун царя Йехойада, Йехоаш поступал благочестиво; в частности,
были предприняты обширные ремонтные работы в Храме. Можно предположить, что в
этот период впервые в истории Иудеи храмовые круги приобретают решающее влияние
на внутреннюю и внешнюю политику страны. По смерти же первосвященника Йехойа-
ды царь впадает в идолопоклонство и даже инициирует убийство пророка Зехарйи, сына
Йехойады, который обличал отступничество царя и новые порядки (2 Хр. 24:19-22).
Йехоаш потерпел сокрушительное поражение от сирийских войск Хазаэла и был вынужден
Согласно же 2 Цар. 8:26, Аталйа была дочерью Омри, т. е. сестрой Ахава.
Менее вероятно отождествление с карийцами.