История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Mens nihil sub aeternitatis specie concipit, nisi quatenus sui
corporis essentiam sub aeternitatis specie concipit, hoc est nisi
quatenus aeterna est. Adeoque quatenus aeterna est, Dei habet
cognitionem, quae quidem cognitio est necessario adaequata; ac
proinde mens quatenus aeterna est, ad ilia omnia cognoscendum
est apta, quae ex data hac Dei cognitione consequi possunt.. -1
Spinoza, Ethic a, V, 31
ПРЕДИСЛОВИЕ
I
Библейской «Стране Ханаана»2, <вемле, текущей молоком (простоквашей3) и
медом» (umi (ПКЯП) dbn ЛЭТ у *1N), — пищей «богов» и чудо-младенцев4 — принадлежит
1 «Душа (ум, мыслящая душа. — И. Т.) представляет что-либо под формой вечности, только представляя
под формой вечности сущность своего тела, т. е. лишь постольку, поскольку она вечна. А потому, поскольку
она вечна, она обладает познанием Бога, и это познание необходимо адекватно; и, следовательно, душа,
поскольку она вечна, способна к познанию всего того, что может вытекать из этого познания Бога...»
2 Территория Ханаана включала Палестину, Финикию, часть Южной Сирии. Данный регион
обозначается как «Ханаан» в экстрабиблейских текстах II тысячелетия до н. э. «Ханаанеями» называли себя финикийцы в
I тысячелетии до н. э., в том числе и в пунической Африке. Полагают, что термин «Ханаан» мог означать
«Страна пурпура, пурпурной краски» (которой славилась Финикия); соответственно, древнегреческое Фопчкп,,
Финикия — «Пурпуровая страна» (греч. qxnvii; — «пурпур», «багрянец»; ср. микеи. po-ni-ke, po-ni-ki-ja,
багрянец, пурпурная краска и другие товары, импортируемые из Финикии. Вероятно, Фопчкес; (финикийцы как
«производители пурпура») — это перевод слова «ханаанеи». Одна из альтернативных интерпретаций названия
«Ханаан» — «Страна захода (солнца)», «Запад» (то же значение, что аккад. Amurru) от *kn', «наклоняться»,
«опускаться» (AstourM. С The Origin of the Terms «Canaan», «Phoenician», and «Purple» // JNES 24 (1965).
P. 348; Idem. Hellenosemitica: An Ethnic and Cultural Study in West Semitic Impact on Mycenaean Greece / With a
Foreword by С. H. Gordon. Leiden, 1967. P. 146, n. 1; ср.: Idem. Toponymy of Ebla and Ethnohistory of Northern
Syria // JAOS 108 (1988). P. 545-555). В Библии термин «ханаанеи» используется как общее наименование
жителей Ханаана, но иногда — одного из народов, проживающего, в основном, на равнинах (в отличие от
«амореев», обитающих, главным образом, в горах). В ряде мест Библии термин «ханаанеи» употреблен в
значении «торговец».
Язык израильских племен называется в Ис. 19:18 «языком ханаанейским» (flttD DD№). Специально язык
Иудейского (Южного) царства называется птГР, т.е. «иудейский» (2 Сам. 18:26, 28=#с. 36:11, 13=2 Ар.
32:18; Неем. 13:24); вероятно, имеется в виду иудейский диалект. В Суд. 12:5-6 содержится указание на
особенность диалекта колена Эфраима. Как отмечает И. М. Дьяконов, «по всей вероятности, древнееврейский
язык племенного союза Израиль... представлял собой один из югозападноаморейских диалектов племенной
группы сутиев, наложенный на мощный древнеханаанейский субстрат. Ввиду большой близости аморейских и
древнеханаанейских диалектов слияние их было очень легким; этим слиянием, вероятно, и объясняется
характерная непоследовательность в рефлексах древнесемитских форм, наблюдаемая в древнееврейском языке.
(Например, ср. имена профессий модели *parras-: gibbor „муж, воин" (хан.); но gannab „вор" (амор.).)» (Языки
древней Передней Азии. М., 1967. С. 359 и примеч. 14а). Древнееврейский и ближайшие к нему финикийский
и т. наз. язык документов из Телль-эль-Амарны относят к ханаанейской подгруппе северноцентральной
группы семитских языков (Там же. С. 352 слл). Как замечает А. Ю. Милитарев, «по глоттохронологии и этимоста-
тистике... древнееврейский и финикийский разделились примерно в XHI-XII вв. до н. э.» (Воплощенный миф.
«Еврейская идея» в цивилизации. М, 2003. С. 119).
3 Ис. 7:22Ь; Иов. 20:17; ср. также Втор. 32:13Ъ-14.
Ис. 7:14: чудо-младенец, питающийся простоквашей и медом, назван Имману Эл, букв, «с нами Бог»;
см. также 8:8, 10. (Ср. Ис. 9:5[6].)