История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов
27
II. Проточеловек в книге Иезекиила, гл. 28, книге Иова 15:7-8, финикийской
и месопотамской мифологиях.
Проблема жизни, смерти и бессмертия
I
Отголоски представлений о «космическом» Первочеловеке можно, как кажется,
обнаружить и в 28-й главе книги пророка Иезекиша, согласно которой «'Эден, Сад
Божий», находился на «Святой Горе Божьей» — вероятно, имеется в виду космическая
Гора — Обитель Бога. Первочеловек был «помазанным керувом (т. е. первоначально
был сотворен как ангелоподобное существо), чтобы осенять»; его одежды,
приготовленные в день его сотворения, «были украшены всякими драгоценными камнями», и он
«расхаживал среди огнистых камней». Он «совершен был в путях со дня сотворения»
своего, «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты»45. Но вот
Проточеловек возгордился и провозгласил себя «богом», поставил ум свой «наравне с Умом Божи-
им», вознамерился сесть на «Седалище Бога». Посему Всевышний «низвергнул» «керува
осеняющего» — Первочеловека — «с Горы Божией», «из среды огнистых камней» «на
землю», где он становится смертным человеком. Сам образ Проточеловека в Иез., гл. 28
коррелирует с согрешившим против Бога «царем Тира».
В Быт., гл. 2-3 Сад (в) 'Эден(е) имеет географическую локализацию. Но в то же
время это Сад, где может пребывать ГОСПОДЬ Бог (3:8 и ел.), это — «Сад ГОСПОДЬ»,
«Сад Бога» (Быт. 13:10, Ис. 51:3, Иез. 31:8-9), что подразумевает потусторонность
Рая. Знаменательно, что шумеро-аккадский термин eden/edinu, к которому, вероятно,
восходит библейское обозначение 'Еден, pJ7, имеющий значение «равнина», «степь»,
употреблялся также и для обозначения потустороннего (подземного) мира. (В то же
время, как замечает И. Ш. Шифман, в угаритской поэме о борьбе бога Ба'ала (Ба'лу) с
Пожирающими и Раздирающими (KTU, 1.12, 11:52-53) термин 'dn в значении «нега»
употреблен для обозначения потустороннего Райского мира46, что могло бы быть
соотнесено с традиционной интерпретацией библейского ]ЧУ р как «Сад неги»47.) Заметим
также, что шумерский термин кур, служивший для обозначения потустороннего
(подземного) мира, имел значение «большая гора», resp. «мировая гора» («чужеземная
страна») . Протолюди в Быт., гл. 2-3 занимают пограничное, «лименальное» положение —
45 Ср. Пс. 8.
46 О Ба'лу. Угаритское поэтическое повествование / Пер. с угаритского, введ. и комм. И. Ш. Шифмана.
М, 1999. С. 45 и ел., 254, 272.
47 Ср. примеч. 34.
48 Не исключена возможность какой-то связи между описанием райской Горы в Иез., гл. 28 и шумерской
концепцией «Горы человека жизни (т. е. бессмертия)», на которой произрастали вечнозеленые {бессмертные)
кедры (= древа жизни?), срубив которые Гильгамеш, вероятно, рассчитывал обрести вечную жизнь. (Ср. также
текст Иез. 31:8-9, согласно которому в «Саду Божьем», среди «древ 'эденских», выделяются, прежде всего,
кедры [ср. ст. 2].)