История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
186
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
И пришли мужи Йехуды, и помазали там Давида на царство над домом Йехуды
(2 Сам. 2:4).
Авнер же, главнокомандующий войска Саула, провозгласил в Маханаиме, в Заиор-
данье, израильским царем сына Саула Ишбошета/Эшбаала. Попытка Авнера захватить с
помощью своих сторонников-бинйаминитов Гив'он, главный город в уделе Бинйамина
(и, вероятно, столицу Израиля при Сауле), окончилась безуспешно (2 Сам. 2:12-32). В
ходе продолжительной междоусобной войны Авнер и Ишбошет/Эшбаал гибнут.
И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь
Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида царем над Израилем. Тридцать
лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет. В Хевроне царствовал над
Иехудой семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над
всем Израилем и Йехудой (2 Сам. 5:3-5; см. также 2 Сам. 2:11; ср. / Цар. 2:11; 1 Хр.
29:27).
2. ГОСУДАРСТВО ДАВИДА. ИЕРУСАЛИМ - СТОЛИЦА ИЗРАИЛЯ
Захват Давидом ок. 1001 г. до н. э. у йевусеев Иерусалима и крепости Сион,
ставшей Градом Давидовым, ликвидировал географическую помеху единению южных и
северных колен. Город, ставший столицей Израиля, находился в центре страны, в точке
пересечения древних путей и представлял собой по своему местоположению
неприступную крепость; ни одно из колен не могло предъявить на него каких-либо притязаний. С
другой стороны, Иерусалим был близок к уделу Йехуды, родного колена царя. В
Иерусалиме сосредоточивается гражданская и военная администрация. В Град Давидов
переносится Ковчег Божий в сопровождении священников и левитов (2 Сам., гл. 6; 1 Хр. 13,
15-16). Таким образом, был сделан важный шаг на пути превращения Иерусалима в
главный культовый центр Израиля.
При Давиде Израиль становится одним из основных центров силы на древнем
Ближнем Востоке. Этому благоприятствовала политическая обстановка — Египет и
Ассирия переживали тяжелый кризис. В сражениях в районе Иерусалима и Бет-Лехема
Давиду удалось разгромить филистимлян63; Филистия сократилась до узкой прибрежной
полосы к югу от реки Яркон и примыкающей к ней части долины Шефелы. Филистим-
ская угроза Израилю была окончательно ликвидирована. Впоследствии наемники из фи-
листимского Гата, т. наз. «керети и пелети64» (т. е. «критяне и филистимляне»?),
оказываются на службе у Давида.
63 Ср. также 2 Сам. 21:15-22 = 1 Хр. 20:4-8.
64 В пунийской вотивной надписи из Константина (Алжир) некий Ганнибал, сын Баалхануна, назван
hplty.