История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
306
Вместо заключения
историографических данных конституировался в XIX в. ряд важнейших востоковедных
дисциплин (прежде всего, ассириология).
Пятикнижие.
Документальная гипотеза
Говоря о начале библейской историографии, следует, прежде всего, остановиться на
т. наз. документальной гипотезе. Данная концепция, принятая большинством
современных библеистов, предполагает, что в основе Пятикнижия лежат четыре основных
письменных источника, содержащих отдельные историографические материалы, касающиеся
древнейшей истории и религиозно-мировоззренческих основ Израиля: эпохи
патриархов, египетского плена, Исхода из Египта, Синайского Откровения и Завета с Богом,
пребывания в оазисе Кадеш-Барнеа, продвижения к Земле Обетованной через регионы,
лежащие к югу и востоку от Мертвого моря. Этими документами являются: Яхвист (Y;
сокр. от написания Тетраграмматона — YHWH; используется также обозначение — J1),
Элохист (Е; от термина Elohim — евр. «Бог»), Священнический кодекс или источник
(Р — от нем. Priestercodex) и Второзаконие (D — Девтерономический материал; греч.
AeuTepovojiiov/лат. Deuteronomium, «Второзаконие»)2. Согласно т. наз. классической
(«велльхаузеанской»; по имени Ю. Велльхаузена [1844-1918]) документальной
гипотезе, — подвергающейся в последнее время рядом исследователей кардинальной ревизии
(см. ниже), — Яхвист являлся наиболее ранним из четырех источников и представлял
собой памятник иудейской придворной историографии, созданный приблизительно в
870-800 гг. до н. э. Ряд же исследователей (Э. Зеллин, А. Лемэр, X. Шулте, М. Грант и
др.) датируют его временем царствования израильских царей Давида или Соломона, т. е.
относят его появление ко времени единого Израильского царства. Р. Сменд предложил
различать в Яхвисте два параллельных предания — Яхвист I и Яхвист II Яхвист I был
обозначен О. Айссфельдтом как «Светский источник» (L; от нем. Laienquelle)3 и
датирован 950-850 гг. до н. э. Что касается Яхвиста II, или собственно Яхвиста4, то
1 От написания JHWH.
2 Ряд материалов Пятикнижия восходят к источникам, отличным от Y, Е, Р и D (т. наз. «nonsources
texts»). Список этих текстов можно найти, например, в: Campbell, O'Brien. Sources of the Pentateuch. P. 195-201,
263.
3 К материалам «Светского источника» (L) О. Айссфельдт (Einleitung in das Alte Testament, S. 258)
относит следующие тексты (звездочкой помечены те библейские пассажи, которые включают позднейшие
добавления или составлены из различных источников, так что соответствующая ссылка относится только к части
указываемого фрагмента): Быт. 2:4Ь-3:24*; 4:1, 17а, 18-24; 6:1-4; 9:21-27; 11:1-9; 12:1-4а*, 6-8;13:2, 5, 7-11,
12ЬР-18; 18-19; 25:1-6, lib, 21-26a, 29-34; 26:1-2а, За, 6-23, 25Ы-33; 29:1-30:24*, 25-43*; 31:1, 3, 19-54*;
32:24Ь-33; 33:18-19*; 34; 35:5, 21-22а; 36:2Ь-5*, 9-39*; 38; 49:1*, 2-7; Исх. 1-2*; 3:21-22; 4:1-9, 19-26, 30Ь-
31a; 7:15b, 17b*, 20a(3b; 12:21-27, 33-39; 13:3-16*, 20; 14*; 15:20-27; 16*; 17:1а, 8-16; 19:2-25*; 24:1-2, 9-11,
13а, 14-15а; 32:17-18, 25-29; 33:ЗЬ-4; 34:10-13*; Числ. 10:29-36*; 11:1-3,4-35*; 12*; 13-14*; 20:1-13*, 14-
21*; 21:1-3, 10-35*; 25:1-5*; 32*. Г. Форер обозначает Яхвист I (первоначальный источник) как «номадиче-
ский источник», а Р. X. Пфейфер — как «южный».
4 К материалам Яхвиста О. Айссфельдт (Ibid. S. 264 f.) относит тексты: Быт. 2:4Ь-3:24*; 4:2-16, 17Ь, 25-