История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
206 Часть L История Древнего Израиля и Иудеи
2. ИУДЕЯ И ИЗРАИЛЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ X В. ДО Н. Э. - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX В. ДО Н. Э.
(931-841 гг. до н.э.)
История Иудеи и Израиля, начиная с раскола единого царства и кончая
разрушением вавилонянами Первого Храма в Иерусалиме в 586 г. до н. э., излагается в / Цар. 12-
2 Цар. и 2 Хр. 10-36. Материалы книг Царей получили свое окончательное оформление,
вероятно, в середине VI в. до н. э., т. е. в последние десятилетия Вавилонского плена.
Повествование в них построено по принципу синхронизма, принятому в ассирийской и
вавилонской историографиях (относительно ассиро-вавилонских взаимоотношений):
рассказ об иудейском царе сопровождается повествованием о современном ему
израильском царе или царях. Составители 1-2 Царей часто упоминают недошедшие до нас
книги «Хроник царей Йехуды» и «Хроник царей Израиля». (Ср. 2Хр. 27:7; 24:27.) Помимо
архивных документов двух царских домов, компиляторы книг Царей имели в своем
распоряжении выдержки из записей Иерусалимского Храма, записи речений пророков6,
пророческий документ, названный во 2 Хр. 32:32 «Видением Исайи, сына Амоца»,
сказания о пророках, прежде всего, циклы преданий о пророках Илие (Элийаху) и Елисее
(Элише). Первая и Второя книги Хроник были составлены уже в послепленную эпоху в
Иудее (вероятно, не позднее 400-350 гг. до н. э.). Важные сведения о религиозном,
моральном, социально-экономическом и политическом положении в обоих царствах
содержаться в книгах Последних (Поздних) Пророков {Исайя-Малахия). Увеличивается
число внебиблейских эпиграфических источников: еврейских, арамейских, египетских,
ассирийских, вавилонских и др.
Рехавам Иудейский и Йаровам Израильский
После восстания в Шехеме Рехавам спешно вернулся в Иерусалим, а Йаровам был
провозглашен северными коленами царем. В первый момент Рехавам, вероятно,
прислушался к совету пророка Шемайи и не начал военных действий против Израиля
(/ Цар. 12:24); в дальнейшем же практически все его царствование проходит в
постоянных войнах с северянами (/ Цар. 14:30, 2 Хр. 12:15). При нем в Иудее процветают
идолопоклонство и культовая мужская проституция (ее участников называли «псами»).
Возможно, все это происходило под влиянием матери царя, аммонитянки из гарема
Соломона.
Йаровам сделал столицей Северного царства сначала Шехем (/ Цар. 12:25), но
позднее перенес свою столицу в Тирцу (У Цар. 14:17), вероятно, совр. Телль-эль-Фар'а
(сев.). (В Песни песней 6:4 с Тирцой сравнивается краса возлюбленной.) Царь
принимается за восстановление древних израильских культовых центров с их традиционной
обрядностью и символикой. Дабы предотвратить посещение северянами Храма YHWH-
6 Подробнее об этом см.: Вместо заключения. Краткий очерк библейской историографии. Исторические
книги Библии.