История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
84
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
3. МОИСЕЙ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ ЯХВИЗМА
I. Миссия Моисея. Золотой телец
Какова же была религиозная ситуация в среде пребывающих в египетском рабстве
евреев до прихода к ним Моисея? В тексте Исх. 6:5-7 ГОСПОДЬ говорит:
И Я услышал стенание сынов Израиля о том, что египтяне держат их в рабстве, и
вспомнил Завет Мой (Завет с Авраамом, Исааком и Иаковом; см. Исх. 6:4, 2:24. —
И. Т.). Так скажи сынам Израиля: Я Господь (YHWH), и выведу вас из-под ига египтян,
и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими. И
приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь (YHWH), Бог
ваш, выведший вас из-под ига египетского.
Итак, в период египетского рабства Господь не был с Израилем, и действие Завета
было приостановлено41. В связи с этим заметим, что, согласно Исх. 4:24-26, сыны
Моисея не были обрезаны вплоть до того времени, когда он с семьей уже был на пути в
Египет; а ведь именно обрезание является знаком Завета с ГОСПОДОМ (например, Быт. 17:9—
14). Согласно И. Нав. 5:2-9, все вышедшие из Египта израильтяне были обрезаны,
однако во время их пребывания в пустыне обрезание новорожденных не осуществлялось;
сразу же по вторжении в Ханаан, накануне совершения Пасхи, Иисус Навин «снова»
совершает обрезание сынов Израиля, «вторично» (rfW; ст. 2); тем самым с Израиля
он строить Дом ГОСПОДУ»), допускают возможность Исхода в XV в. при Тутмосе III или Аменхотепе II; но это
были могущественные фараоны, совершавшие широкомасштабные походы в Ханаан. Что касается цифры «480
лет», то это, как отмечалось выше (гл. I, I, 1, II), вероятно, символическая цифра— время жизни 12 поколений.
Существует точка зрения, согласно которой Исход из Египта имел место в XIV в. до н. э., после религиозной
реформы фараона Эхнатона. При этом упоминаемых в тель-эль-амарнских документах хапиру (см. выше: гл. I,
I, 5), атакующих ханаанские города, соотносят с израильтянами во главе с Иисусом Навином. Допускается
также влияние монотеистических тенденций Эхнатона на становление древнеизраильской религии. (Однако,
как замечает Ю. Я. Перепелкин, фараон Эхнатон «удовольствовался насаждением своего царского
солнцепоклонничества в главных, так сказать, царских городах Ax-йот, Нэ, Оне, Мэнфе да еще в своей внеегипетской
области — Коше... Местные князья сохраняли местные храмы и чтили в них своих местных богов...».
«Солнцепоклонничество Аменхотепа IV (Эхнатона) никогда не было единобожием. В своей новой столице из всех
сил природы он чтил одно Солнце, но это вовсе не означало, что он считал „богов" несуществующими.
Напротив, они представлялись ему действенными силами, и в первую очередь „царь богов" Амон. Иначе откуда
взялась бы вся эта мнительная, все возрастающая мелочность в преследовании их имен и знаков?» [Переворот
Амен-хопта IV. 4.2. М, 1984. С. 174, 176; Солнцепоклоннический переворот. С. 517]. В Гимне Атону, 12,
Эхнатон назван «единственным у Ра» и «сыном Ра», что также говорит о непоследовательности
монотеистических тенденций его религиозной реформы.) Есть мнение, что был не один, а, по крайней мере, два Исхода:
первый — в XV или XIV в. до н. э. под водительством Моисея, а второй — в XIII в. до н. э. под водительством
Иисуса Навина. Впрочем, перечисленные выше точки зрения не поддерживаются абсолютным большинством
современных исследователей.
Некоторые ученые допускают, что не все племена (колена) Израиля переселились в свое время в Египет,
но часть их осталась в центральном Ханаане; именно этим фактом, по их мнению, объясняется связь
вышедших из Египта племен с Палестиной.
41 Ср. также Исх. 2:23-25, 3:7-10.