История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
134
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
2. БИЛ'АМ, СЫН БЕ'ОРА.
ФРАГМЕНТЫ «КНИГИ БИЛ'АМА» ИЗ ТЕЛЛЬ ДЕЙР 'АЛЛА
I
После этих событий израильтяне остановились на равнинах Моава, при Иордане,
против Иерихона. В Суд. 11:17 содержится упоминание о том, что израильтяне просили
у царя Моава разрешения пройти по его земле, но получили отказ [ср., однако, Суд.
11:25]; в Пятикнижии об этом не говорится. Испугавшись Израиля, моавитский царь
Балак отправил к известному языческому провидцу Бил'аму, сыну Бе'ора (Валааму,
сыну Веора)77, послов с подарками и просьбой наслать на Израиль проклятие (Числ. 22).
Примеры такого рода магических проклятий, насылаемых на врагов с целью погубить
их, можно найти, например, в египетских «Текстах проклятий»78. Однако Духом
Божьим, вместо того, чтобы проклясть, Бил'ам в своих четырех оракулах (Числ., гл. 23-24)
благословляет Израиль и предрекает ему великое будущее:
...Как прекрасны шатры твои, Йаков,
жилища твои, Израиль!
Как долины расстилаются они,
как сады при реке,
как алойные дерева, насажденные Господом,
как кедры при водах.
Прольется вода из ведер его,
и семя его (будет) как великие воды79;
превзойдет Агага80 царь его,
и возвысится царство его...81
Бил'ам предсказывает победу израильтян над Моавом, Эдомом и другими землями
и народами (Числ. 22:2-24:25; Втор. 23:5-6; И. Нав. 24:9-10; Неем. 13:2)82. Согласно
77 Согласно раввинистической традиции (Бемидбар Рабба, ХХ,1, 7), Бил'ам являлся для язычников тем,
кем был для евреев Моисей (см.: Шифман. Ветхий Завет и его мир. С. 203).
78 См.: Pritchard. ANET. Р. 328-329; см. также: Aharoni. The Land of the Bible. P. 144-147.
79 Септуагинта: «Выйдет человек из его семени и будет властвовать над многими народами».
80 Царь амалекитян; синоним злейшего врага Израиля. Септуагинта: «Гог».
81 Числ. 24:5-7.
82 Вопрос об историческом ядре прорицаний Бил'ама анализируется, в частности, в работе: Albright W. F.
The Oracles of Balaam // JBL 63 (1944). P. 207-233 (текст и примечания). Относительно пассажа Числ. гл. 22-24
и фигуры Бил'ама см. далее, например: GoodnickB. Balaam: Some Aspects of His Character //JBQ 24 (1996).
P. 167-172; BarreM. L. The Portrait of Balaam in Numbers 22-24 // Int 51 (1997). P. 254-266; Lutzky H.
Ambivalence toward Balaam Ambivalence toward Balaam // VT 49 (1999). P. 421-^25; Levine B. A. Numbers 21-36: A New
Translation with Introduction and Commentary. New York, 2000; Moore M. S. The Balaam Traditions: Their
Character and Development. Atlanta, 1900; Idem. Balaam the 'Prophet'? // RestQ 39 (1997). P. 101-106; Idem. Prophet or
Magician? Reflections on the Balaam Story // ВТ 39 (2001). P. 17-21.
Большинство исследователей датируют оракулы Бил'ама временем Давида и даже более поздним
периодом.