История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III. Исход из Египта. Моисей
81
полагает, что израильтяне, по всей видимости, появились в Ханаане незадолго до
написания победной оды Мернептаха.
Согласно сообщению египетского жреца и историка Манефона23, опиравшегося, то
его собственным словам, в работе над «Историей Египта» на данные древних
отечественных писаний, Моисей вывел своих адептов их Египта в эпоху Сети I и Рамсеса II. О
том же, вероятно, писал и Херемон24.
2. ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ ЕГИПЕТСКОГО РАБСТВА И
СТЕЛА ЧЕТЫРЕХСОТОГО ГОДА
Говоря о продолжительности пребывания евреев в египетском рабстве, следует
сразу же заметить, что в Библии нашли отражение две основные традиции: четыре
поколения (о чем речь шла выше, гл. II, И, 3, III) и четыреста лет. Согласно книге Бытия
15:13, потомки Авраама угнетались в Египте 400 лет; соответственно книга Исхода
дважды отмечает в тексте 12:40-41, что «времени, которое сыны Израиля обитали в
Египте, было четыреста тридцать лет». Этим цифрам соответствует генеалогия
Иисуса Навина (евр. Йехошуа' бин-Нун), — под водительством которого, согласно
библейской традиции, израильтяне овладели Землей Обетованной, — представленной в 7 Хр.
7:20-27: между Иосифом и Иисусом Навином (потомком Эфраима, сына Иисуса
Навина) прошло одиннадцать поколений25. В Септуагинте указание о «четырехстах тридцати
годах» интерпретируется следующим образом: «И обитания сынов Израилевых, сколько
они и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаана, было четыреста тридцать лет».
Данная трактовка возникает на основе следующих цифр: Авраам переселился в Ханаан в
возрасте 75 лет (Быт. 12:4); через 25 лет пребывания здесь родил Исаака (Быт. 17:1, 21);
в возрасте 60 лет Исаак родил 'Эсава и Иакова (Быт. 25:26); Йаков переселился в Египет
в возрасте 130 лет (Быт. 47:9). Таким образом, получается, что до переселения в Египет
патриархи обитали в Ханаане 215 лет; и, соответственно, 215 лет длилось само
египетское рабство. Следуя калькуляциям Септуагинты, иудейский историк Иосиф Флавий
пишет в своем труде «Иудейские древности», XIV, § 2, что евреи пребывали в
египетском рабстве 215 лет. В работе же «Против Апиона», I, 299 он пишет, что Иосиф старше
Моисея на четыре поколения (ср., например, Быт. 15:16; Исх. 6:16-20; 1 Хр. [I Пар.]
5:27-29 [6:1-3]), «что составляет около ста семидесяти лет». В древнем раввинистиче-
ском хронографическом сочинении «Седер 'олам» (III, 2) говорится о 210 годах
пребывания евреев в Египте.
Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 73-91, 93-105, 228-252.
24 Против Апиона, I, 288-292.
Продолжительность жизни библейского поколения обычно равна 40 годам (ср., например, Числ. 14:33—
34 и Втор. 2:14).