История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
132
Часть I История Древнего Израиля и Иудеи
Согласно Числ. 20:1, в Кадеше умерла Мириам, сестра Моисея. В этом же оазисе, в
месте, получившем название Мерива (букв, «распря», «ссора»)66, произошло еще одно
возмущение народа против Моисея и Аарона, вызванное отсутствием воды.
И пошли (масорет.: и пошел. — И Т.) Моисей и Аарон от собрания (народа) ко
входу Скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им Слава Господня. И говорил
Господь Моисею так: Возьми жезл и созови все общество, ты и Аарон, брат твой, и
скажите скале пред глазами их, чтобы дала она из себя воду; и источишь ты для них
воду из скалы и напоишь общество и скот их. И взял Моисей жезл, бывший пред
Господом, как Он повелел ему. И созвали Моисей и Аарон собрание к скале, и сказал
он им: слушайте же, строптивые, из скалы ли этой нам источить для вас воду? И поднял
Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим два раза, и потекло много воды, и
пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не
поверили Мне, чтоб явить Святость Мою пред очами сынов Израилевых, посему не введете вы
собрания этого в землю, которую Я даю ему (Числ. 20:6-12) .
III. Переход на равнины Моава
1. СИХОН АМОРЕЙСКИЙ И 'ОГ БАШАНСКИЙ
Еще находясь в Кадеше, Моисей отправляет послов к эдомитянам со специальным
посланием и просьбой пропустить израильтян через их страну, однако получает отказ.
Таким образом, израильтяне вынуждены были двигаться в обход Эдома (Числ. 20:14-21;
см. также Втор. 2:1-8; Суд. 11:17-18) Как замечает И. М. Дьяконов, библейская
традиция перечисляет три династии эдомитских племенных вождей- 'аллуфим и «список
неродственных между собой (вероятно, выборных) царей, причем прямо указано, что эти
цари правили „прежде, чем правил какой-либо царь над сынами Израиля"; названо
десять имен, что, если они достоверны, заставляет отнести основание Эдомского царства к
концу XIII в. до н. э.»68. Последний вывод говорит в пользу предположения о том, что
Исход Израиля из Египта мог произойти не ранее XIII в. до н. э.
Из Кадеша израильтяне приходят к горе Хор (171711П), «у границы Эдома». Эту гору
арабская традиция идентифицируют с Джебель Неби Харун (ок. 1460 м), расположенной
66 Имеется в виду Мерива Кадетская (см. также Числ. 27:14; Втор. 32:51). В Исх. 17:7 упоминается
место в Рефидиме, получившее название Масса (букв, «искушение») и Мерива.
67 В Рефидиме в аналогичной ситуации Господь повелевает Моисею ударить в скалу, дабы из нее пошла
вода(#сх. 17:1-7).
В еврейской традиции были предложены многочисленные интерпретации текста Числ. 20:1-13. Они
рассматриваются, в частности, в: Милгром Дж. Книга Числ. [Экскурс 50.] Магия, монотеизм и грех Моисея (20:1-
13) // Библейские исследования. С. 271-289.
68 Переселение заречных племен ('ибрим). С. 276.