История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон
197
пленных царских городах. Появляются в большом количестве предметы роскоши и
керамика высшего качества, красноречиво свидетельствующие об изменениях в
материальной культуре Израиля107. К концу царствования Соломона на территориях, где
проживали израильтяне, население, вероятно, удвоилось за столетие (с начала царствования
Саула)108.
По сравнению со двором Давида бюрократический аппарат Соломона расширился и
стал более сложным по структуре; появились новые чиновники, например наместники в
12 административных округах и их начальник, начальник над домом царским,
начальники-надзиратели над тяглым трудом ханаанейского населения, работающего на царских
работах. В организации государственного аппарата при Соломоне усматривают
египетское влияние109. Говорят также о египетском влиянии — при фараоне Шошенке
(библейском Шишаке; 946/945-913? гг. до н. э.), основателе XXII (Ливийской) династии —
на израильскую систему деления страны на 12 административных округов110. А. Р. Грин,
наоборот, видит израильское влияние на двор Шошенка и предполагает, что последний
мог узнать об административной системе Соломона от бежавшего к нему от
израильского царя инсургента Йаровама (см. ниже)111. Страны, подконтрольные Израилю, по всей
вероятности, управлялись местными династиями и имели различный статус112.
2. ХРАМ Господа В ИЕРУСАЛИМЕ. СТРОИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОЛОМОНА.
УКРЕПЛЕНИЕ АРМИИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ
Величайшим событием в истории Израиля явилось строительство Соломоном
Храма в Иерусалиме на Храмовой Горе113 (совр. название), которая, судя по всему, стала
обозначаться как Циййон (Сион)114. (Традиция, идентифицирующая Сион с горой,
расположенной к западу от холма 'Офел115, появляется не ранее римского периода.)
Строительство длилось, вероятно, около семи с половиной лет116 (7 Цар. 6:37-38; см. также
107 Например: Aharoni Y. The Archaeology of the Land of Israel. Philadelphia, 1982. P. 239 и др.
108 Bright. A History of Israel. P. 217.
109 Например: Mettinger T. N. D. Solomonic State Officials. Lund, 1971; Cazelles H. Administration salomo-
nienne et terminologie administrative egyptienne // Comptes Rendus du GLECS 17 (1973). P. 23-25.
110 Redford D. B. Studies in Relation between Palestine and Egypt during the First Millenium ВСЕ // Studies in
the Ancient Palestinian World. Toronto, 1972. P. 153-155; ср.: Ahlstrom. History of Ancient Palestine. P. 509 ff
111 Israelite Influence at Shishak's Court//BASOR 233 (1979). P. 59-62.
112 Относительно истории формирования царской администрации и ее структуры в древнем Израиле в
свете эпиграфического материала см., например: Avishur Y., Heltzer M. Studies on the Royal Administration in
Ancient Israel in the Light of Epigraphic Sources. Tel-Aviv; Jaffa, 2000.
113 В 2 Xp. 3:1 она названа «горой Морийа» (ср. Быт. 22:2).
114 См., например: Miller, Hayes. History of Ancient Israel and Judah. P. 208 f. Ср. примеч. 102 в гл. II, ч. I.
115 Топографический термин "офел служит для обозначения возвышенной и укрепленной части города
(цитадели, акрополя).
116 В У Цар. 6:38 указана округленная (идеальная) цифра: «семь лет».