История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
200
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
Отметим также, что казематные стены, относящиеся, вероятно, к X в. до н. э.,
обнаружены также в Телль Касиле, Араде, Бет-Шемеше, Шикмоне, 'Эн-Геве, Телль Бейт-
Мирсиме, Рамат-Матреде.
Большое внимание уделяется во времена Соломона модернизации армии.
Появляется множество колесниц, являвшихся главной наступательной силой того времени.
Колесницы импортируются из Египта, а лошади для них — из Киликии. Колесницы
размещались в специально для них предназначенных городах, имевших особые конюшни,
колесничные парки и продовольственные склады. Увеличиваются армейские кадры (ср.
1 Цар. 9:22; 2Хр. 8:9).
В метрополию и особенно в столицу, Иерусалим, стекаются многочисленные
представители различных народов империи Соломона, а также нанимаемые им мастера-
финикийцы. Согласно 2 Хр. 2:16, Соломон провел специальную перепись герим-
пришельцев, проживавших в Стране Израиля. Для религиозных нужд этих лиц, а также
для своих жен-неизраильтянок Соломон строит соответствующие высоты-святилища
(ср. 1 Цар. 11:5, 7-8, 33; 2 Цар. 23:13), но за пределами Храмового города Иерусалима
(ср. 7 Цар. 11:7; 2 Цар. 23:13). Такая религиозная политика, вероятно, служила одним из
факторов обеспечения стабильности в Израиле и на подвластных ему территориях131.
3. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ЦАРСТВОВАНИЯ СОЛОМОНА
Грандиозная строительная активность, огромные расходы по укреплению армии,
разросшийся чиновничий аппарат, содержание двора и очень большого гарема (семьсот
жен знатного происхождения и триста наложниц; 1 Цар. 11:3), почти полное отсутствие
новых военных трофеев — все это привело к тому, что во вторую половину
царствования Соломона в стране, по-видимому, наступил экономический кризис. «По окончании
двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, — Дом Господень и дом
царский, — на что Хирам, царь Тира, доставлял Соломону деревья кедровые и деревья
кипарисовые132 и золото, по его желанию, — царь Соломон дал Хираму двадцать городов в
земле галилейской» {I Цар. 9:10-11). Предполагают, что Соломон, не имея более
возможности оплачивать ввоз дорогостоящих материалов продуктами сельского хозяйства,
как было условленно по договору (/ Цар. 5:25; ср. 2 Хр. 2:10), был вынужден отдать
Тиру часть своей территории в качестве компенсации. Если первоначально трудовая
повинность {мае) была возложена царем только на ханаанейское население страны (ср.
7 Цар. 9:20-21; 2Хр. 8:7-8), то теперь, в более сложной экономической ситуации, к
трудовой повинности (мае, севел) привлекаются уже и израильтяне (7 Цар. 5:27-32, 12:4;
2 Хр. 10:4). При этом колено Йехуды оказывается, видимо, в привилегированном поло-
131 Ср.: Herrmann S. A History of Israel in the Old Testament Times. Rev. ed. London; Philadelphia, 1981.
P. 182; Ahlstrom. History of Ancient Palestine. P. 537 f.
132 См. примеч. 67.