История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
274 Часть II Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения
2. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ.
ПОПЫТКИ ОБРЕТЕНИЯ БЕССМЕРТИЯ
В Быт. 11:1-9 (Яхвист24) сообщается о том, что ближайшие потомки Ноя и его
сыновей первоначально поселились «в земле Шин'ар (*1}Ш?; = „Шумер"?)», т. е. в
Вавилонии25, на равнине. И был на всей земле тогда «язык один и слова одни». Решили люди
построить себе из обожженного кирпича, скрепленного битумом, «город и башню,
вершина которой находилась бы на небесах», дабы «сделать себе имя (DW), чтобы не быть
рассеянными по всей земле» (Быт. 11:4). Под фразой «сделать себе имя», т. е. обрести
новую сущность, здесь, вероятно, подразумевается попытка получить бессмертие
благодаря посещению небес — потустороннего мира бессмертных небожителей.
Показательно, что в Быт. 6:1-4 дети «сынов Божиих», т.е. небожителей, и дочерей
человеческих— нефил им-«исполины» и гибборим-«герои»— обозначаются, кроме того, как
«извечно (издревле) люди имени» (DWH ^ЗК DVlVft). В этом тексте, вероятно, нашло
отражение представление о еще одной, допотопной, попытке людей (женщин) обрести
бессмертие — через соитие (общение) с небожителями, по крайней мере, бессмертие для
своего потомства. Однако та попытка привела к развращению и озлоблению
человечества и, как следствие, к Потопу, в водах которого погибли все, кроме праведного Ноя и
тех, кто был с ним на спасительном ковчеге. Итак, попытки привлечь «небо» на землю
или самим взойти на небо, дабы обрести таким образом бессмертие во плоты, оказались
тщетны.
Во время строительства людьми города и башни ГОСПОДЬ сошел с небес и смешал
«язык их, так чтобы один не понимал языка другого. И рассеял их ГОСПОДЬ оттуда по
всей земле; и они перестали строить город. Поэтому дано ему имя: Вавилон (?22;
Бавел. — И. Г.); ибо там смешал (У?2; балал. — И. Т.) ГОСПОДЬ язык всей земли» (11:7-9).
Аккадское Баб-шу («Вавилон»; шумер. Ка-дингира) означает «Врата бога». Возведение
Бавел к балал — пример народной (этиологической) этимологии и одновременно игра
слов (ср. также евр. навела [nV23; «смешаем»; Быт. 11:7] и невала [П^ЗЗ; «нечестие»,
«глупость», «преступление», «наказание»). Библейский образ «башни, вершина которой
находилась бы на небесах», соотносится с месопотамскими зиккуратами— высокими
ступенчатыми храмами-башнями, уровни-«этажи» которых символизируют небесные
ярусы. Полагают, что здесь может подразумеваться вавилонский семиуровневый зикку-
рат Этеменанки (шумер. «Дом, являющийся основанием неба и земли»)26. Возведение
этого сооружения началось, вероятно, во времена Навуходоносора!, ок. 1110 г. до н. э.
24 По О. Айссфельдту — Светский источник.
25 Обозначение «Шин'ар» встречается в Быт. 10:10, 11:2, 14:1, 9; И. Нав. 7:21; Ис. 11:11; Зах. 5:\\;Дан.
1:2.
26 См., например: Oppenheim A. L. The Mesopotamia!! Temple// BA 7 (1944). P. 54-63; BorgerR. Die In-
schriften Asarhaddons. Graz, 1956. S. 24, 29; Hammond M. The City in the Ancient World. Harvard Studies in Urban
History. Cambridge, Mass., 1972. P. 38^0; Шифман, Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 276; ср.: Westermann С.
Genesis 1-11 / Transl. by У. J. Scullion. Minneapolis, 1984. P. 540.