История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей
153
Существует также точка зрения, согласно которой израильтяне ведут свое
происхождение от местных племенных общностей и групп неоседлого населения позднего
бронзового века, таких, например, как 'апиру {аккад. хапиру/хабиру) или шасу, известных из
египетских источников21. В этой связи обращается внимание на определенное сходство
между поселенческим процессом в центральной нагорной Палестине в период первой
фазы железного века и во второй фазе среднего бронзового века. И. Финкельштейн
выдвинул гипотезу, согласно которой оседлое население среднего бронзового века II, после
того как оно было вынуждено принять пастушеский или полукочевой образ жизни в
эпоху поздней бронзы, воспользовалось сложившимися в эпоху железного века I
обстоятельствами и вернулось к оседлой жизни22.
Ряд исследователей, выдвигая гипотезы о возникновении Израиля, предлагают те
или иные комбинации вышеперечисленных теорий применительно к отдельным группам
внутри израильской общности.
2. РАННИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ, УПОМИНАЮЩИЕ О ПРЕБЫВАНИИ ИЗРАИЛЬТЯН В ХАНААНЕ.
РАССЕЛЕНИЕ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ
Наиболее раннее из дошедших до нас внебиблейских упоминаний о пребывании
Израиля в Земле Обетованной содержится в иероглифической надписи на т. наз. Стеле
Израиля, или Стеле фараона Мернептаха (1212-1200 гг. до н.э.), датируемой пятым
годом его правления, т. е. 1208/1207 г. до н. э., и хранящейся в Египетском музее в
Каире. Похваляясь своими победами, фараон восклицает:
Князья распростерты и говорят: Мир!23
Никто не поднимет головы своей под Девятью Дугами24.
Разрушение для Техену25; Хатти26 усмирен;
Ханаан разорен, так что (его постигли) все виды бедствий:
Ашкелон побежден,
Гезер захвачен,
Йано'ам27 более не существует;
Израиль опустошен, и его семени больше нет,
Хурру28 стала вдовой из-за Египта.
Все страны вместе усмирены;
21 Ср., например: Мазар. Археология библейской земли. Кн. 1. С. 236 ел. Ср. также выше, гл. I, 5.
22 The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem, 1988. P. 307-314.
23 Здесь использовано ханаанейское слово шалам.
24 Поэтическое обозначение египетских владений в Азии.
25 Ливия.
26 Т. е. земля хеттов; здесь, как полагают, этот термин употреблен для обозначения Сирии.
27 Важный город в северном Ханаане.
28 Здесь: Ханаан.