История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III. Исход из Египта. Моисей
113
тяне, выйдя из Египта, имели с собой и серебро, и золото, и многочисленные одежды,
так что у них было достаточно материалов для сооружения переносного Святилища —
Скинии собрания. Они были рабочими людьми — так что и нехватку умельцев-
ремесленников они также явно не испытывали176.
7. ОСНОВНЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕИЗРАИЛЬСКОМ КУЛЬТЕ,
ОТРАЖЕННЫЕ В КНИГЕ ЛЕВИТА 1-7
I
Говоря о феномене жертвоприношений в Еврейской Библии, следует иметь в виду,
что в основе всякого жертвоприношения лежит идея дара, приносимого ГОСПОДУ,
благодарения Бога, посвящения Ему себя и своей собственности. Общий еврейский термин
для обозначения жертвы, plj? (корбан), обычно передается в Септуагинте словом 5copov,
собственно «дар»177 (ср. Мк. 7:11: Koppdv, б eoxiv 5copov; «корбан, то есть дар»). Само
слово p"lj? происходит от глагола 24j? [карав], «приближаться»; в интенсивной породе
пи'элъ и каузативной хиф'илъ — «приближать», «придвигать», «приносить». Согласно
Абарбанелю, жертва обозначается как корбан потому, что она приносится на алтарь, а
также потому, что она производит великое сближение между приносящим жертву и
Богом. Еврейский термин для обозначения хлебной жертвы, минха, также имел
первоначальное значение «дар» (см. ниже, II); термин же, обозначавший мирную жертву, шела-
мим, возможно, имел первоначальное значение «священный приветственный дар»178. В
определенном смысле жертвоприношение оказывается соединительным звеном между
миром людей и Всевышним, общедоступным способом «приближения» к ГОСПОДУ,
формой общения с Ним (ср. Пс. 145[144]:18: «Близок рПр) ГОСПОДЬ ко всем
призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине»). В процессе жертвоприношения
происходило чудесное превращение профанного — продуктов животноводства и
земледелия (основные виды производительной деятельности в древнем Израиле) — в
сакральные дары человека ГОСПОДУ; и люди, выказывавшие через свое дароприношение
176 По проблеме Скинии собрания, построенной израильтянами в пустыне, см., например: Cross F. М. The
Tabernacle: A Study from an Archaeological and Historical Approach // BA 10 (1947). P. 45-68; Idem. The Priestly
Tabernacle in the Light of Recent Research // Temples and High Places in Biblical Times / Ed. by A. Biran. Jerusalem,
1981. P. 321-322; Idem. The Priestly Tabernacle and the Temple of Solomon // From Epic to Canon: History and
Literature in Ancient Israel. Festschriften and Collected Essays. Baltimore; London, 2000. P. 84-95; Harrison K.
Introduction to the Old Testament. Grand Rapids, 1969. P. 403-408; Sarna N. M. Exploring Exodus. New York, 1986.
P. 190-200; Bakon Sh. Creation, Tabernacle and Sabbath // JBQ 25 (1997). P. 79-85; Sommer B. D. Conflicting
Constructions of Divine Presence in the Priestly Tabernacle // BI 9 (2001). P. 41-63.
В переводах Аквилы и Симмаха: Ttpoacpopd; в Вульгате: hostia, oblatio.
178 См.: Levine. Leviticus. P. XXIV, а также вводные комментарии к третьей главе книги Левита.
Б. А. Левин также отмечает, что термин бераха, обычно переводимый как «благословение», в ряде контекстов
употребляется в значении «дар», «дарование», «предоставление» (см., например, Быт. 27:36; И. Нав. 15:19;
Суд 1:15; 1 Сам. 30:26).