История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава II
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ
ОБ ЮЛАМЕ-«МИРОВОМ ВРЕМЕНИ».
МИР КАК ИСТОРИЯ
i
Библейская креационистская концепция тесно связана с представлением древних
евреев об 'оламе (dV*W). Первоначальное значение данного термина: «век»; «далекое
будущее», «далекое прошлое»; «продолжительность»; «всегда» (с футурологическим
оттенком). Сотворенный Богом 'олам в определенной мере совпадает с потоком
времени. С другой стороны, можно сказать, что 'олам вмещает в себя время и несет в себе все
сущее. Это— «мир как история»1 или «мировое время» по преимуществу (в переводе
М. Бубера и Ф. Розенцвейга — «Weltzeit»)2. А. Иеремиас, истолковывая dV*W как некую
пространственно-временную целостность, интерпретирует этот термин как «Weltlauf»3.
ГОСПОДЬ Бог трансцендентен 'оламу, Он вне сотворенного Им времени, над историей (в
отличие от языческих религий, где боги имманентны миру; «нуминозные» силы здесь
воспринимаются как внутриприсущие явлениям и предметам, как находящиеся в
средоточии их существа и являющиеся той жизненной силой, которая вызвала их
существование и развитие4). С другой стороны, ГОСПОДУ открывается в 'оламе, движущемуся к
установленной Им Цели; в нем реализуется Замысел Бога. 'Олам сокрыт от
непосредственного восприятия — NB: корень dVv означает «сокрыть», «спрятать»5 — но внутри
него может звучать Глас Божий, пребывать Его Дух, являться Слава (ТПЭ) ГОСПОДНЯ6.
1 См.: Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Противостояние и
встреча двух творческих принципов // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. С. 229.
2 См. далее, например: Hessen J. Platonismus und Prophetismus. 2. Aufl., Munchen; Basel, 1955. S. 90; Bo-
man Th. Das hebraische Denken im Vergleich mit dem Griechischen. 3. Aufl., Gottingen, 1959. S. 131-133;
Аверинцев. Там же. С. 229-231; 261, прим. 58 f.; Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981. С. 23; ср.: Brin.
Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Ср. также интерпретации, приведенные в примеч. 7 и 15 к
настоящей главе.
3 Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4 Aufl., Leipzig, 1930. S. 127. В эпоху эллинизма термин
'олам все более приобретает пространственные коннотации, в частности, в рукописях Мертвого моря (см.:
Brin. Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. P. 277-293); его начинают соотносить с греческим
понятием кооцо<;. В «пространственном» значении это слово встречается в Мишне.
4 См., например: Якобсен. Сокровища тьмы. С. 14 и ел.
5 Ср., например: Balentine S. E. A Description of the Semantic Field of Hebrew Words for «Hide» // VT 30
(1980). P. 137-153.
6 Ср.: Бычков. Эстетика поздней античности. С. 24 и ел.