История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III Исход из Египта. Моисей
103
Втор. 25:17-19). Поскольку 'амалекитяне были первым народом, напавшим на
израильтян после их Исхода из Египта, слово «'амалекитяне» («'Амалек») стало нарицательным,
обозначающим врагов евреев122. На третий месяц по Исходу сынов Израиля из Египта
они подошли к горе Синай.
6. СИНАЙСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЗАВЕТ С БОГОМ
/. Декалог
Традиция, идентифицирующая гору Синай (называемую в Библии также Хорев)123 с
Джебель Муса (араб. «Гора Моисея») на юге Синайского полуострова, восходит к IV в.
н. э., когда у ее подножья поселилась группа христианских монахов124. К настоящему
времени, однако, предложено еще до десяти идентификаций Синая на севере и западе
Синайского полуострова, в Негеве, в Заиорданье и даже Саудовской Аравии125.
Наиболее конкретное из библейских указаний, касающихся локализации горы Синай/Хорев,
содержится во Втор. 1:2: «Одиннадцать дней (занимает путь) от Хорева по дороге,
(ведущей к) горе Сеир, до Кадеш-Барнеа...», что предполагает нахождение горы Хорев на
юге Синайского полуострова. Согласно документальной гипотезе, название Синай
используют источники Яхвист (Y) и Священнический кодекс (Р), а Хорев — Элохист (Е) и
Девтерономист (D). Эта гора обозначается в Библии также как «Гора Божья»; в Чисд.
10:33 Синай назван «Горой ГОСПОДА» (в других местах это наименование применяется
по отношению к горе Сион в Иерусалиме).
Моисей взошел на гору Синай, и ГОСПОДЬ повелел ему передать евреям слова,
выражающие сущность Его Завета с Израилем:
(Числ. 24:20). 'Амалекитяне проживали в регионе между Синайским полуостровом и юго-западной частью
Ханаана.
122 После отделения от амалекитян кенитов (7 Сам. 15:6) и в результате побед над ними Саула и Давида
(7 Сам. 15:7-8; 27:8; 30:17-18) их мощь оказывается окончательно сломленной. Во времена иудейского царя
Йехизкийаху (Хизкийаху; [729]715-686 гг. до н. э.) пятьсот человек из колена Шимона уничтожили остаток
'амалекитян у горы Сеир (7 Хр. 4:42-43).
123 Есть, однако, точка зрения, согласно которой Синай и Хорев — разные горы.
124 Эта традиция, вероятно, восходит к более ранним временам. См., например: Aharoni Y. Kadesh-Bamea
and Mount Sinai // God's Wilderness / Ed. by B. Rothenberg. London, 1961. P. 161-170; LaSor et al. OLd Testament
Survey. P. 130. В VI в. при императоре Юстиниане монастырь был перестроен. К северу от пика Джебель Муса,
на высоте более чем 1500 м над уровнем моря, до сих пор функционирует греко-православный монастырь
св. Екатерины.
125 См., например: Beyerlin. W. Origins and History of the Earliest Sinaitic Traditions / Trans. S. Rudman.
Oxford, 1965; Davies. Way of the Wilderness. E. Анати, например, пытается идентифицировать Синай с Хар-
Карком, между Кадеш-Барнеа и Эйлатом (Наг Karkom: Montagna Sacra nel Deserto dell'Esodo. Milan, 1984).