История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
172 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
I. Царь Саул
(ок. 1030(?) — ок. 1009 гг. до н. э.) 7
1. ИЗРАИЛЬ И ФИЛИСТИМЛЯНЕ
I
Монархическое правление в Израиле устанавливается ок. 1030(?) г. до н. э. с
помазанием Самуилом Саула (Шаула), сына Киша, из колена Бинйамина — традиционно
первого израильского царя. Заслуживает внимание тот факт, что рассказ Первой книги
Самуила о воцарении Саула сопровождается антимонархическим памфлетом,
аналогично тому, как это имело место в рассказе о воцарении Авимелеха.
Вот какими будут обычаи царя, который будет царствовать над вами: сыновей
ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они
бегать пред колесницами его. И (одних) он назначит себе тысячниками и
пятидесятниками, а (другие) будут пахать пашню его и жать жатву его, а (третьи) — делать ему все
потребное для войны и колесниц его. А дочерей ваших возьмет в составительницы
благовоний, кухарки и пекари. И лучшие поля, виноградники и масличные сады ваши он
возьмет и отдаст слугам своим. А от посевов виноградников ваших он отделит десятину
и отдаст царедворцам и слугам своим. А ваших рабов и служанок, и юношей ваших
лучших, и ослов ваших он возьмет для своих работ. От мелкого скота вашего он отделит
десятую часть, и сами вы будете ему рабами. И возопите тогда вы из-за царя вашего,
которого вы избрали себе, но не ответит вам тогда Господь (У Сам. 8:11-18).
Многие исследователи полагают, что основным фактором, приведшим к
установлению монархии в Израиле явилась угроза со стороны филистимлян, пелиштим9,
являвшихся основным врагом израильтян в этот период. (От обозначения пелиштим/resp.
названия их территории ri^D, Пелешет происходит греч. наименование ПаАлштлуг],
«Палестина»10.) Как отмечалось выше, в тексте Числ. 24:24 упоминание о появлении «ко-
7 В Масоретском тексте Еврейской Библии в 1 Сам. 13:1 говорится, что царствование Саула длилось
«два года». Дошедший до нас текст буквально переводится следующим образом: «Шаулю было... лет, когда
он воцарился, и... два года он царствовал над Израилем». Многие комментаторы предлагают читать «двадцать
два года». В некоторых рукописях Лукиановой ревизии Септуагинты возраст Шауля определяется в «тридцать
лет»; Сирийская версия говорит о «двадцати одном годе»; Иосиф Флавий приводит округленные цифры
относительно времени правления Саула: двадцать лет {Иудейские древности, X, 143) и сорок лет {там же, VI, 378;
ср. Деяния апостолов 13:21).
8 Септуагинта: «скот».
9 См., например: Evans W. E. An Historical Reconstruction of the Emergence of Israelite Kingship and the
Reign of Saul// W. W. Hallo et al. Scripture in Context II. Winona Lake, 1983. P. 61-78; Lemaire A. The United
Monarchy. Saul, David and Solomon // Ancient Israel, ed. Shanks. P. 85-87.
10 Наименование Пелешет для обозначения части средиземноморского побережья, где проживали
филистимляне, возникает не позднее VIII в. до н. э., что засвидетельствовано у Исайи (14:29, 31) и в ассирийских
источниках.