История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава II
ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ
/. Иосиф в Египте
i
Содержание первой части новеллы о Иосифе, инкорпорированной в книгу Бытия,
сводится к следующему. Сын Иакова от Рахели Иосиф был его любимцем. Это, а также
заносчивость Иосифа по отношению к своим братьям привели к тому, что, возненавидев
его, братья сначала решили его убить, но затем, убежденные Йехудой, согласились, что
будет лучше продать его в рабство. Пока же они совещались, купцы мидйанитянские
незаметным образом вытащили Иосифа изо рва, куда он был брошен братьями, и увели в
Египет; там он был продан Потифару, начальнику фараоновых телохранителей {Быт.,
гл. 37).
Дальнейший рассказ о том, как жена Потифара — евнуха (СИО) и, следовательно, не
вполне «дееспособного» мужчины — пыталась соблазнить семнадцатилетнего красавца-
еврея ('иври) Иосифа (Быт., гл. 39), находит явную параллель в начале
древнеегипетской сказки «Два брата» (1-6). Данный египетский текст зафиксирован в т. наз. папирусе
Орбинэ (Британский музей; переписан рукой писца Иннана в конце XIII в. до н. э. 1 с не
дошедшего до нас текста)2.
Богобоязненный Иосиф отверг ласки жены Потифара, однако, будучи ею оклеветан
в глазах мужа, был отдан последним в темницу. По прошествии некоторого времени
Иосиф был приставлен для служения к главным виночерпию и хлебодару фараона,
которые провинились перед господином своим и потому попали в тюрьму. Однажды
бывшие приближенные фараона были сильно удручены в связи с приснившимися им в одну
и ту же ночь снами. Иосиф, которому уже минуло в ту пору двадцать восемь лет (см.
Быт. 37:2, 41:1, 46), сообщил царедворцам истолкование их снов, открытое ему
непосредственно Богом. Как и было предсказано Иосифом, через три дня виночерпий был
возвращен на место свое, а хлебодар повешен (Быт., гл. 40).
Через два года фараону приснились два сна. Сначала он увидел семь красивых и
тучных коров, выходящих из Нила; за ними из реки вышли семь коров некрасивых и
тощих, которые пожрали первых семь. Затем фараону приснились семь колосьев тучных
1 Период XIX династии.
2 Gardiner A. H. Late-Egyptian Stories. Bruxelles, 1932. P. IX-X. См. также, например: Gaster Th. И. Myth,
Legend, and Custom in the Old Testament. New York, 1975. Vol. II. P. 217 f.