История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава IV. От Синая до Моава
129
II. Тридцать восемь лет в оазисе Кадеш-Барнеа
1. ПОСЫЛКА СОГЛЯДАТАЕВ В ХАНААН
В двадцатый день второго месяца второго года после выхода из Египта израильтяне
поднимаются станом от Синая (Числ. 10:11) и продвигаются к пустыне Паран, к оазису
Кадеш (полное наименование — Кадеш-Барнеа)47, — крупнейшему на севере-востоке
Синайского полуострова и непосредственно примыкающему к южной границе
Ханаана48. Кадеш, по-видимому, может быть локализован в районе оазиса 'Айн эль-Кудейрат,
расположенном приблизительно в 240 км от Дельты Нила, в Вади эль-'Айне49. Здесь
имеется не пересыхающий летом источник, дающий ок. 40 м3 воды в час, и обширное
пастбище. Кадеш лежал на пересечении двух основных путей в пустыне: один вел из
Египта в Эдом и Араву («Путь Шур»), а другой — из Эйлата в центральный Негев, в
Арад и Хеврон. Израильтяне двигались вдоль Эйлатского (Акабского) залива и
преодолели расстояние от Хорева до Кадеша-Барнеа за одиннадцать дней (Втор. 1:2)50.
В Кадеш-Барнеа Израиль пробыл тридцать восемь лет (см. Втор. 2:14). Одчим из
наиболее значительных событий этого периода является посылка Моисеем из Кадеша
двенадцати соглядатаев высмотреть землю ханаанскую — по одному из каждого коле-
на51.
И поднялись они, и высмотрели землю от пустыни Цин до Рехова, (до) входа в Ха-
52
мат . И поднялись в Негев и дошли до Хеврона... И дошли они до долины Эшкол и
срезали там виноградную ветвь с одною гроздью виноградин, и понесли ее на шесте
вдвоем ; (взяли также) гранатов и смокв. Это место назвали долиной Эшкол , по причине
виноградной грозди, которую срезали там сыны Израилевы (Числ. 13:21—24[22—25]).
Хеврон расположен примерно в 36 км к югу от Иерусалима; Рехов же — это город
на севере Палестины, находившийся между озером Мером и рекой Литани, откуда ведет
дорога в северосирийский город-государство Хамат55. Приведенный текст Числ. 13:21-
23 можно интерпретировать двояко: 1) некоторые из соглядатаев дошли только до Хев-
47 Согласно же Числ. 20:1, Кадеш находился в пустыне Цин.
48 См. Числ. 13:3, 26[27], 20:1, 32:8, 33:36; см. также Втор. 1:19, Суд. 11:16-17; ср. Быт. 14:6-7.
49 См., например: Rothenberg В. God's Wilderness. Nashville, 1962. P. 46, 55, 117-170; Cohen R. Did I
Excavate Kadesh-Barnea? // BAR, May/June 1981. P. 20-33; Idem. Kadesh-barnea. Jerusalem, 1983.
50 В ходе проводившихся в районе 'Айн эль-Кудейрата археологических раскопок, носивших весьма
ограниченный характер, артефакты времени Исхода пока не были обнаружены.
51 Анализ истории с соглядатаями можно найти, например, в работе: de Vaux. Early History of Israel.
P. 523-526.
52 Или: «(до) Лево-Хамата»; вероятно, тождествен с Лабу древних источников, располагался на севере
ливанской долины Бека', совр. Лебве.
53 Виноград около Хеврона отличается большими размерами.
54 'Эшкол — «виноградная гроздь».
55 Переименованный впоследствии Антиохом IV Епифаном в Епифанию.