История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава V. Библейские и ханаанейские представления о бессмертии души... 301
на трапезах и собраниях . (Ср. текст Втор. 26:14, согласно которому отделяющий
десятину-святыню» для левита, пришельца, сироты и вдовы, говорит пред ГОСПОДОМ
Богом, что, поступая согласно Его заповедям, он «не ел от нее в печали своей, и не
отделял от нее в нечистоте, и не давал от нее для мертвого (Л?Э*?)»; последнее может быть
интерпретировано в том смысле, что этот человек не участвовал сакральной трапезе,
практиковавшейся участниками культа мертвых; ср. также Ис. 65:4; Пс. 106[105]:28.)136
V. Выражена ли идея существования загробной жизни и воздаяния
в Пятикнижии?
По мнению многих исследователей, не только идея загробного воздаяния, но даже
само представление о возможности продолжения жизни в потустороннем мире
практически отсутствуют в Еврейской Библии (за исключением текстов Ис. 26:19 к Дан. 12:2—
3, 13, в которых, как полагают, могут содержаться указания на будущее телесное
воскресение мертвых); обычно считается, что соответствующие воззрения появляются в
иудаизме лишь в эпоху эллинизма. Показательно в этом отношении, например,
следующее обобщающее замечание Дж. X. Чарлзуорта: «Ученые обычно согласны в том, что
ветхозаветные писания не содержат эксплицитных указаний на воскресение мертвых,
возможно, за исключением Исайи, гл. 26 и Даниила, гл. 12. По смерти индивидуум
просто оказывается в месте вечного упокоения, своей (или родовой) гробнице. Шеол и
преисподняя {'eres) описываются как обитель мертвецов, а не как местопребывание
135 Представления о рефаимах (а также сообщества, основанные по типу marzehim), вероятно,
продолжали бытовать в модифицированном виде (и практиковаться) в гетеродоксальных иудейских религиозных кругах
и в эпоху эллинизма, например, среди представителей некоторых эзотерических ессейских групп мистико-
гностического толка. Подробнее об этом см.: TantlevskijI. R. Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls
(Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources // The Qumran
Chronicle. Vol. 7. N %. 1997. P. 193-213; Idem. Melchizedek Redivivus in Qumran. P. 67-79.
Во время раскопок центрального ессейского поселения в Хирбет-Кумране (близ северо-западного
побережья Мертвого моря) были обнаружены в разных местах скопления остатков костей животных (баранов, коз,
козлят, ягнят, коров, быков, телят; всего числом 57), аккуратно сложенных в сосуды или прикрытых
черепками. Кости были предварительно тщательно выварены и изжарены; это свидетельствует о том, что они являлись
остатками мясных трапез. Причина «погребения» костей животных составляет загадку для исследователей.
Возможно, благочестивые ессеи-кумраниты, верившие, что в их сакральных действах, в том числе, вероятно,
трапезах, незримо принимают участие ангелы (ср. кумранские тексты 1Q Sa 2:3-9, 1Q S 11:8, 4Q Db, fr. 17, 1:6-
9) и духи почивших праведников (по крайней мере, в особо торжественных случаях), считали нужным не
оставлять в небрежении остатки пищи, на которую взирали небожители (а возможно, и таинственным образом
прикасались к ней?) и над которой творились молитвы. С другой стороны, такое бережное отношение к костям
съеденных животных, возможно, как-то связано с особенностями кумранской интерпретации предписания
Исх. 12:46 и Числ. 9:12 не ломать костей пасхального агнца.
136 Первое археологическое свидетельство культа рапаитов (rp'um) зафиксировано при раскопках древней
Эблы (Телль-Мардих, в 55 км к югу от Халеба, Сирия); оно относится к первой половине II тысячелетия до
н. э. (См., например: Древняя Эбла (Раскопки в Сирии) / Составление и введение П. Маттиэ. Общая редакция
и заключительная статья И.М.Дьяконова; П. Маттиэ. Введение. Раскопки в Эблы 1964-1982 гг.: итоги и
перспективы. М, 1985. С. 12 и ел.)