Глава V. Библейские и ханаанейские представления о бессмертии души... 301
на трапезах и собраниях . (Ср. текст Втор. 26:14, согласно которому отделяющий
десятину-святыню» для левита, пришельца, сироты и вдовы, говорит пред ГОСПОДОМ
Богом, что, поступая согласно Его заповедям, он «не ел от нее в печали своей, и не
отделял от нее в нечистоте, и не давал от нее для мертвого (Л?Э*?)»; последнее может быть
интерпретировано в том смысле, что этот человек не участвовал сакральной трапезе,
практиковавшейся участниками культа мертвых; ср. также Ис. 65:4; Пс. 106[105]:28.)136
V. Выражена ли идея существования загробной жизни и воздаяния
в Пятикнижии?
По мнению многих исследователей, не только идея загробного воздаяния, но даже
само представление о возможности продолжения жизни в потустороннем мире
практически отсутствуют в Еврейской Библии (за исключением текстов Ис. 26:19 к Дан. 12:2—
3, 13, в которых, как полагают, могут содержаться указания на будущее телесное
воскресение мертвых); обычно считается, что соответствующие воззрения появляются в
иудаизме лишь в эпоху эллинизма. Показательно в этом отношении, например,
следующее обобщающее замечание Дж. X. Чарлзуорта: «Ученые обычно согласны в том, что
ветхозаветные писания не содержат эксплицитных указаний на воскресение мертвых,
возможно, за исключением Исайи, гл. 26 и Даниила, гл. 12. По смерти индивидуум
просто оказывается в месте вечного упокоения, своей (или родовой) гробнице. Шеол и
преисподняя {'eres) описываются как обитель мертвецов, а не как местопребывание
135 Представления о рефаимах (а также сообщества, основанные по типу marzehim), вероятно,
продолжали бытовать в модифицированном виде (и практиковаться) в гетеродоксальных иудейских религиозных кругах
и в эпоху эллинизма, например, среди представителей некоторых эзотерических ессейских групп мистико-
гностического толка. Подробнее об этом см.: TantlevskijI. R. Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls
(Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources // The Qumran
Chronicle. Vol. 7. N %. 1997. P. 193-213; Idem. Melchizedek Redivivus in Qumran. P. 67-79.
Во время раскопок центрального ессейского поселения в Хирбет-Кумране (близ северо-западного
побережья Мертвого моря) были обнаружены в разных местах скопления остатков костей животных (баранов, коз,
козлят, ягнят, коров, быков, телят; всего числом 57), аккуратно сложенных в сосуды или прикрытых
черепками. Кости были предварительно тщательно выварены и изжарены; это свидетельствует о том, что они являлись
остатками мясных трапез. Причина «погребения» костей животных составляет загадку для исследователей.
Возможно, благочестивые ессеи-кумраниты, верившие, что в их сакральных действах, в том числе, вероятно,
трапезах, незримо принимают участие ангелы (ср. кумранские тексты 1Q Sa 2:3-9, 1Q S 11:8, 4Q Db, fr. 17, 1:6-
9) и духи почивших праведников (по крайней мере, в особо торжественных случаях), считали нужным не
оставлять в небрежении остатки пищи, на которую взирали небожители (а возможно, и таинственным образом
прикасались к ней?) и над которой творились молитвы. С другой стороны, такое бережное отношение к костям
съеденных животных, возможно, как-то связано с особенностями кумранской интерпретации предписания
Исх. 12:46 и Числ. 9:12 не ломать костей пасхального агнца.
136 Первое археологическое свидетельство культа рапаитов (rp'um) зафиксировано при раскопках древней
Эблы (Телль-Мардих, в 55 км к югу от Халеба, Сирия); оно относится к первой половине II тысячелетия до
н. э. (См., например: Древняя Эбла (Раскопки в Сирии) / Составление и введение П. Маттиэ. Общая редакция
и заключительная статья И.М.Дьяконова; П. Маттиэ. Введение. Раскопки в Эблы 1964-1982 гг.: итоги и
перспективы. М, 1985. С. 12 и ел.)