История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль
217
том? В связи с последним предположением заметим, что, судя по 2 Цар. 8:7-15, пророк
Елисей, придя в Дамаск, в определенной мере инспирировал государственный переворот
Хазаэла против Бен-Хадада II и одновременно предрек нашествие Хазаэла на сынов
Израиля {2 Цар. 8:12): «Крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и
грудных детей их побьешь, и беременных (женщин) у них разрубишь» (ср. также / Цар.
19:17; ср. также 2 Цар. 10:32-33).
Иудейский царь Иехошафат и его реформы
Иудейский царь Иехошафат (872-848) продолжил религиозные реформы своего
отца Асы. Он вел активную борьбу с идолопоклонством и мужской культовой
проституцией. В третий год своего царствования он посылает своих начальников и левитов учить
народ Книге Учения ГОСПОДА (тП"» ПТ1П 1DD) [2 Хр. 17:9].
Иехошафат провел также судебную реформу. Спорные дела и вопросы местных
городских судов передавались в верховный суд в Иерусалиме, в котором заседали как
священники и левиты, так и главы родов. В делах религиозных судопроизводством
руководил первосвященник, а в делах «царских» (государственных) — князь дома Йехуды.
Общий надзор над судопроизводством осуществляли левиты (2 Хр. 19:5-11).
Сопоставляя религиозно-политические реформы Йехошафата (Иосафата) с
некоторыми из предписаний книги Второзакония, И. Ш. Шифман37 указывает на следующие
обстоятельства. «Описание судебной реформы иудейского царя Иосафата (2 Хр. 19:4-11)
отвечает предписаниям Второзакония (16:18-20 и 17:8-12), причем речи, которые
Хронист вкладывает в уста Иосафата, близки по содержанию к этим текстам Второзакония.
В такой ситуации Второзаконие можно было бы датировать царствованием Иосафата,
т. е. IX в. до н. э. Заслуживает внимания в этой связи и близость предписаний
Второзакония (20:1-4) о порядке ведения войны и рассказа 2 Хроник (20:14-17) о событиях,
происходивших во время нападения на Иосафата аммонитско-моавитской коалиции. В
связи с высказанным выше предположением становится понятным и свидетельство
2Хроник (17:7-9) о том, что на третий год своего царствования Иосафат велел
проповедовать в Иудее «Книгу Учения ГОСПОДА», что находится в прямой связи с судебной
реформой этого царя и предписанием Второзакония (17:18-20) царю воспринять
«изложение Учения» (ГЛ1ЛП ПМУй), т. е. Второзаконие в качестве закона. В целом кажется
правдоподобным, что «Книга Учения ГОСПОДА», проповедовавшаяся по приказанию
Иосафата, была именно Второзаконием, и тогда его возникновение следует датировать 870 г.
до н. э.» (относительно возможности более поздней датировки Второзакония см. ниже).
Иехошафат положил конец продолжительной вражде между Иудеей и Израилем,
заключив союз с Ахавом. Он даже женил своего сына и наследника Иехорама на
Biran, Naveh. The Tel Dan Inscription: A New Fragment. P. 16.
Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 43 ел.