История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
316
Вместо заключения
носит к периоду между строительством Соломоном Иерусалимского Храма (ок. 966-
ок. 959) и правлением иудейских царей Ахаза (731-715) и Хизкийаху (715-686). Начало
деятельности школы Кодекса святости и создание самого Кодекса — древнейшего, по
мнению И. Кноэла, документа данной школы — он относит ко времени правления Ахаза
или Хизкийаху20.
Для источника Р характерно употребление таких словосочетаний и слов, как ГГЛ^Л
(«родословия»), ГТНЭ П^рЛ («заключить Завет»), ЛТПХ («земельная собственность»), UHD4
(«имущество»)21.
П. Фольц, Ф. М. Кросс и некоторые другие исследователи отрицают существование
Священнического кодекса как самостоятельного нарративного источника. По мнению же
3. Мувинкеля, Священнический кодекс представляет собой компиляцию двух
источников — исторического и ритуально-законодательного, составленную для
реставрированной в период после вавилонского плена иудейской общины и соединенную неким
редактором с Яхвистом.
Концепция «девтерономической истории». Идея избранного народа
В рамках классической документальной гипотезы было принято говорить о шести-
книжии (hexateuch), т. е. рассматривать книгу Иисуса Навина, повествующую о
завоевании израильтянами Ханаана под предводительством этого героя, как произведение,
тесно примыкающее в литературном, историческом и религиозно-теологическом отноше-
(Heiligkeitsgesetz und Deuteronomium: Eine vergleichende Studie. Roma, 1976). Попытка установить возможное
влияние отдельных предписаний Девтерономического кодекса (Втор., гл. 12-26) на соответствующие
установления Кодекса святости предпринимается Г. Беттензоли (Deuteronomium und Heiligkeitsgesetz // VT 34
(1984). S. 385-398).
20 Отметим также точку зрения Э. А. Спейзера, согласно которой жреческое законодательство и
литература формировались в течение длительного периода времени, и было бы, в частности, некорректно относить
создание всех материалов, составляющих книгу Левита (и Священнического кодекса в целом) к какому-то
одному конкретному периоду (Leviticus and the Critics // Yehezkel Kaufmann Jubilee Volume / Ed. by M. Haran.
Jerusalem, 1960. P. 29-45. См. также, например: Levine. Leviticus. P. XXIX f.). Здесь содержаться, по его
мнению, как некоторые ранние документы, так и материалы, относящиеся к эпохе вавилонского плена и после-
пленного периода.
С. В. Тищенко выдвигает идею об одном авторе Пятикнижия, которого он идентифицирует с
представителем священнической школы Кодекса святости, работавшим, как он полагает, не ранее конца V — начала
IV в. до н. э. При этом структурно-тематическую цикличность Торы российский исследователь соотносит с
трехлетним циклом ее литургических чтений, полагая, что «Тора и трехлетний литургический цикл сложились
одновременно» в результате «единого процесса, сопровождавшего становление института синагоги»,
существенным признаком которого было регулярное публичное чтение Торы (Кто написал Тору? К литературной
истории Пятикнижия // Библия. Литературные и лингвистические исследования. М., 1998. С. 11-82).
21 В литературе отмечаются многочисленные точки соприкосновения — языковые и содержательные —
между Священническим кодексом и книгой пророка и священника Иезекиила, одного из основных
представителей священнической школы Иерусалима, деятельность которого приходится на период разрушения Первого
Храма и ухода иудеев в вавилонское изгнание (первая треть VI в. до н. э.). В то время как одни исследователи,
следуя Й. Кауфманну и его школе, считают, что Священнический кодекс являлся одним из источников
Иезекиила, другие полагают, что зависимость была обратной.