История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава II Израиль в Египте
71
всей видимости, именно в этот период (скорее всего, при Рамсесе II) имел место Исход
израильтян из Египта, о чем пойдет речь в следующей главе.
IV
В «Финикийской истории» Филона Библского/Санхунйатона упоминается о том,
что первые люди, Ген и Генея, отождествляли бога Ба'ал-Шамена (BeeA,odur|v) —
«единственного господина неба (jiovov oopavou кбрюу)» — с солнцем и обращались к нему во
время жары (засухи)89. Ба'ал-Шамем(н) (b'l smm/smn; букв, «господин неба») — бог,
посылающий на землю дождь, бурю, молнию, ветер; это обозначение часто
употреблялось по отношению к Ба'алу/Хададу. По мнению У. Олбрайта, ассоциирование Ба'ал-
Шамема с солнцем в данном тексте может служить указанием на то, что он, как глава
тирского пантеона, идентифицировался в амарнский период, во времена реформы Эхна-
тона, с египетским Атоном90. Однако данный пассаж из «Финикийской истории» может
быть также соотнесен и с приведенным выше текстом о поклонении гиксосского царя
'Апопи 'Аауссеры единственно Сутеху/Ба'алу, по преимуществу богу грозы и бури.
Отождествление Ба'ал-Шамема с солнцем сближает его образ с ханаанейско-пунийским
богом Ба'ал-Хаммоном, т. е. «господином жара (resp. солнца)», который был не только
солнечным богом, но и богом земного мужского плодородия. В упомянутом отрывке из
«Финикийской истории» образ Ба'ал-Шамема, вероятно, смешивается с образом бога
Ба'ал-Хаммона. Заметим также в данной связи, что на одной культовой ханаанейской
керамической статуэтке из Таанаха (конец X в. до н. э.) на спине тельца, служившего,
вероятно, своего рода «пьедесталом»91 для Ба'ала, «восседает» крылатый солнечный
диск, по всей видимости, репрезентирующий этого ханаанейского бога.
4. МОНОТЕИЗМ YHWH-ГОСПОДА И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БА'АЛЕ-СЕТХЕ
Говоря о возможном влиянии Иосифа (или его прототипа) на религиозные
представления библейского фараона (ex hypothesi гиксосского царя), следует иметь в виду, что
образ Ба'ала — верховного бога ханаанейско-аморейского пантеона младшего поколения
(сын 'Эля)92 — во многом «параллелен» библейскому образу YHWH-ГОСПОДА93.
9 Евсевий Кесарийский, Приготовление к Евангелию, I, 10, 7-8.
90 Yahweh and the Gods of Canaan. P. 199 f.
91 Ср., например: Cogan, Tadmor. II Kings. P. 358.
92 Отметим также, что в Ханаане и Сирии этот термин (буквально означающий «господин», «хозяин»,
«владыка») мог употребляться и для обозначения языческих божеств — «владык» определенных местностей,
гор, «хозяев» животных и т. п. — обитающих в священных рощах, на горах, у источников и т. д. В Суд. 8:33,
9:4 упоминается Ба'ал-берит, букв, «владыка завета» (ср. также 9:46). В ряде случаев термин ба'алим
используется в Библии как собирательное обозначение языческих богов.
93 См., например: Шифман И. Ш. Угаритский эпос. М, 1993. С. 168 ел.; см. также: Wakeman M. К. The
Biblical Earth Monster in the Cosmogonic Combat Myth // JBL 88 (1969). P. 313-320; Cross F. M. Canaanite Myth
and Hebrew Epic. Cambridge, Mass., 1973. P. 147-194; Day J. God's Conflict with the Dragon and the Sea: Echoes of