История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов
49
письмах из Телль эль-Амарны (обнаруженная в 1887 г. часть дипломатического архива
Аменхотепов III и IV; XIV в. до н. э.150) на аккадском языке 151 они иногда обозначаются
идеограммой SA.GAZ.MES, — которая является «шумеризованной» транскрипцией
семитского saggasu, «убийцы, разбойники»152, — и изображаются как лица, атакующие
ханаанские города. Эти люди также квалифицируются как munnabtutu, «беженцы». (Ряд
исследователей даже прямо соотносили этих хапиру с захватывающими Ханаан
израильтянами во главе с Иисусом Навином153.)
Как справедливо, на наш взгляд, утверждает И. М. Дьяконов, 'иврим и хапиру на
самом деле «не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем
несомненно являлись 'ибрим, и их этнический состав был не только и не столько амо-
рейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским и, возможно, хурритским и
т. п.»154. Далее, хапиру изображаются в источниках как воины-наемники, мародеры,
торговцы и т. д., функционирующие на территории всего древнего Ближнего Востока — что
отнюдь не соответствует описанию евреев в Священном Писании155. Кроме того, термин
'иври/'иврим (О'ИЗУ/'ИЭУ), бесспорно, восходящий к глаголу "ОУ ['abar], «переходить
(часто, через реку)», имеет в Библии первоначальное значение «перешедшие (через реку
Евфрат)», «люди из Заречья» (ср., например, Я. Нав. 24:2-3) и не связан с аккадским
habaru/resp. habiru.
6. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА.
ХАНААНЕЙСКИЙ КУЛЬТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ
I
Сара {вар. Сарай; из др.-семит, шаррату, «царица»), жена Авраама, не рождала ему
детей. И привела она ему свою служанку, египтянку (ГТИХВЛ) Агарь (Хагар), дабы он
вошел к ней, и они могли бы иметь детей благодаря ей. Агарь зачала и родила сына,
Измаила (Ишма'э'ла)156. Через четырнадцать лет Сара с помощью Божьей сама родила Ав-
1 На территории древнего Ахетатона, столицы Аменхотепа IV (Эхнатона); ок. 300 км к югу от Каира.
151 Вперемешку с ханаанизмами и некоторыми хурритскими словами. В некоторых случаях писцы
приписывали древнеханаанеискии перевод того или иного аккадского термина в аккадской транскрипции, помечая
его специальным значком (т. наз. Glossenkeil).
Toorn. Family Religion in Babylonia, Syria and Israel. P. 186. Эта точка зрения разделяется не всеми
ассириологами (сообщение В. А. Якобсона).
153 Ср., например: Waterhouse S.D. Who are the Habiru of the Amarna Letters? // JAThS 12 (2001). P. 31-42.
Переселение заречных племен ('ибрим). С. 275; Языки древней Передней Азии. С. 356. Ср.: Ahlstrom.
History of Ancient Palestine. P. 235 ff.
155 См., например: LaSoret al Old Testament Survey. P. 207.
Жена Измаила также была египтянка (Быт. 21:21). К Измаилу возводится происхождение многих
арабских и арамейских племен.