История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
284 Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения
* * *
Как замечает А. Мазар относительно иудейских погребений эпохи Первого Храма
(с IX в. до н. э.), «план простых иудейских погребальных пещер напоминает дома
четырехкомнатного типа, и вполне возможно предположить, что жилища живых послужили
прототипом устройства обиталищ мертвых. Такие погребальные пещеры, схожие с
домами, свидетельствуют о вере в жизнь после смерти»50. (Ср. Притч. 7:27, где
упоминаются «горницы Смерти».) В еврейских захоронениях эпохи Первого Храма находят
масляные светильники, которые должны были освещать путь покойника в загробную жизнь,
драгоценности, оружие, серебряные талисманы с выгравированными на них надписями
(ср., например, серебряные свитки из Кетеф Хиннома с текстом Священнического
благословения51), личные печати погребенных и другие предметы, которые считались
необходимыми для почивших52. Находят также разнообразные керамические сосуды, многие из
которых могли содержать еду или питье.
2. «ДУХ» И «ДУША» ЧЕЛОВЕКА
I
У древних евреев, равно как у финикийцев и угаритян, существовало представление
о двух душах, пребывающих в человеке, точнее, «душе» и «духе»: nps (евр. WD3, nepes) и
r(w)h (евр. ГП1; nlah)53. Термин nepes встречается в Библии 754 раза, из них 144 раза в
Псалмах; в Септуагинте он 600 раз переведен как уи^ч54- Основные библейские
значения слова nepes: «(дыхательное) горло» (resp. шея); «дыхание»; «(дыхание) жизни»,
«жизнь (на земле)» (ок. 280 раз); «живое существо» (в том числе по отношению к
животным); «люди»; «человек» (ок. 220 раз); «душа» (как средоточие и выражение ощуще-
50 Археология Библейской земли. Кн. 2. С. 213.
51 См. ниже: Приложение III. Возникновение алфавитного письма. Древнейшие библейские рукописи, II.
52 Археология Библейской земли. Кн. 2. С. 216.
53 В угаритских текстах мы также встречаемся с «субстанцией», обозначаемой как brlt (1: «дух»;
«жизненная сила»; 2: «чувство голода»; «аппетит»; «вкус»); этимология этого слова неясна, какие-либо корреляты в
других семитских языках неизвестны (WUS. S. 59; DULAT. Р. 238). В KTU 1.18:iv.24-26, 36-37; 1.19:ii.38-39,
43-44 («Об Акхите») и KTU 1.16:vi. 11-12 («О Карату») «душа»-пр§ (уподобляющаяся «дыханию»-^//) и brlt
(уподобляется пчеле?) употребляются в поэтическом параллелизме. По мнению И. Ш. Шифмана, библейской
параллелью угаритскому brlt может являться ЛЯФЗ, «дыхание» (также «существо, имеющее дыхание»; «живое
существо»); ср., например, Быт. 2:7, 7:22; / Цар. 17:17; Ис. 2:22, 42:5; Иов. 27:3; Дан. 10:17. (Культура
древнего Угарита. С. 82 и ел.; 182, примеч. 76; Угаритский эпос. С. 167 и ел.).
В Библии встречается понятие «Дыхание Господа» (ГПГР Т\ЪЧ)1\ Ис. 30:33); «Дыхание Бога» (mVN ЛЯ1УЗ,
*7КПЙ№3; Иов. 4:9, 37:10), «Дыхание Всемогущего» (НШ ПОИЯ; Иов. 32:8, 33:4); ср. также 2 Сам. 22:16/Яс.
18[17]:16.
54См.:НАШТ. Р. 711.