История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль
209
Израильская династия Омридов. Культ финикийского Ба 'ала в Израиле.
Пророки YHWH-ГОСПОДА Илия и Елисей
Царь Омри (885-874) построил новую столицу Израиля — Самарию (Шомерон),
расположенную вблизи важных торговых путей, ведущих на север, и превращенную в
неприступную крепость на холме высотой приблизительно 120 м. То, что царь не избрал
один из древних культовых центров, расположенных на территории какого-то колена, а
построил именно новый столичный город (что подтверждают археологические
раскопки), было крайне важно в многоплеменном Израиле. Интересно, что хотя династия Омри
правила только 44 года (с 885 по 841 г. до н. э.), ассирийские источники продолжают
именовать Израиль «страной дома Омри» в течение приблизительно 100 лет. Омри
установил дружественные отношения с Тиром и скрепил союз женитьбой своего сына Ахава
на Изевели, дочери тирского царя Этбаала (ок. 887-856 гг. до н. э.)13, правление которого
ознаменовалось расцветом этого финикийского города. В конечном счете и союз и брак
привели к беспрецедентному распространению в Израиле ханаанейских культов, прежде
всего культа тиро-сидонского Ба'ала, по преимуществу бога грозы и бури (ср.,
например, / Цар. 16:25). Омри разрешил сирийским купцам вести торговую деятельности на
самарийских базарах (ср. / Цар. 20:34). Согласно Стеле моавитского царя Меши, Омри
подчинил себе Моав. Согласно же 2 Цар. 3:4, во времена сына Омри Ахава Меша
посылал в Израиль в качестве дани «по сто тысяч ягнят и шерсть со ста тысяч баранов»,
вероятно, ежегодно.
При Ахаве (874-853) и его жене, тирянке Изевеле, культ тиро-сидонского Ба'ала
достигает в Израиле апогея. По инициативе Изевели жрецы и пророки Ба 'ала получают
государственную поддержку (ср., например, / Цар. 16:32, 18:19; см. также 19:18), а
пророки и почитатели YHWH-ГОСПОДА подвергаются смертельной опасности (ср.,
например, / Цар. 18:4; 2 Цар. 9:7). Это были чуть ли не первые известные нам в истории
гонения по религиозному признаку на государственном уровне. О широком распространении
в израильском обществе баализма говорит, как полагают многие исследователи, и ряд
теофорных имен, засвидетельствованных на острака из Самарии и включающих
компонент ба'ал. Отметим, с другой стороны, что имена детей Ахава (казалось бы,
ревностного сторонника баализма; ср., например, / Цар. 16:32) содержат сокращенные формы
написания Имени YHWH-ГОСПОДА: Ахазйаху, Йехощи и Атглйа (Аталйяху).
В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты.
Поселяющиеся на территории Ханаана израильтяне с самого начала, т. е. приблизительно с 1200 г. до
н. э., дают целому ряду культовых центров наименования, включающие имя Ба'ал (евр.
13 В Библии он обозначается как «царь сидонян» (/ Цар. 16:31), что отражает гегемонию тирян над своим
северным соседом, Сидоном. У Иосифа Флавия (ссылающегося на «Историю» Менандра Эфесского,
пользовавшегося финикийскими источниками; см.: Против Апиона, I, 123; Иудейские древности, VIII, 317, 324; IX,
138) употреблен титул «царь Тира и Сидона»; этот титул зафиксирован в надписях ассирийского царя Салма-
насара III (859-824). (Термин «сидоняне» используется в Библии и для обозначения финикийцев в целом, что
отражает гегемонию Сидона над городами Финикии во II тысячелетии до н. э.)