История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
108
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
шая форма организации израильтян была „Обществом Завета", т. е. объединением всех
тех, кто вступил в Союз с Богом, как со своим сюзереном»148.
III. Скиния и Ковчег Завета.
Установления книги Исхода 34:10-28
После чтения народу записанной им Книги Завета 149 и принесения всесожжении и
освящения Завета Моисей взошел на гору Синай (гл. 24). ГОСПОДЬ дает ему подробные
указания относительно постройки и обустройства Скинии (pWUH; также обозначается
как 1У\?2 *?ПК, Шатер собрания) — переносного Святилища («Дома Божьего»; 1 Хр.
6:33[48]), жертвенника и двора Скинии, а также Ковчега (Кивота) Завета — вместилища
для хранения «Откровения» (ПТУ; букв. «Свидетельство»; «Договор»), т. е. двух
каменных скрижалей, на которых, согласно традиции, был написан текст Декалога. По
мнению Ф. М. Кросса, архаичный термин Л(ТПУ, вероятно, следует рассматривать как
синоним слова ГТИЭ («Завет», «Договор»)150. И. Кноэл же считает, что слово Л(ТПУ, в отличие
от ГТИ2, означает не договор двух равноправных сторон, а одностороннее обязательство
вассала по отношению к своему сюзерену, чему можно найти соответствия в
ассирийских документах XV-XIII вв. до н. э.151
Ковчег должен был быть сделан из дерева шиттим (аравийской акации) и изнутри и
снаружи покрыт чистым золотом; «длина ему два локтя1 2 с половиною, и ширина ему
полтора локтя, и высота ему полтора локтя». Крышка (ГЛЭЭП)153 Ковчега также должна
быть сделана из чистого золота, а на обоих ее концах помещены два золотых керува154
148 Библейский период. С. 29 и ел.
В то же время ряд исследователей отмечают черты сходства данных библейских документов и с
арамейскими и ассирийскими договорами VIII—VII вв. до н. э.
149 Кстати, отметим, что упоминание Моисея в Пятикнижии в третьем лице не может рассматриваться
как аргумент против традиции о его авторстве Торы или отдельных ее частей. Так, например, в своих
«Записках о галльской войне» и «Записках о гражданской войне» Гай Юлий Цезарь неизменно говорит о себе только
в третьем лице, что подчеркивает объективность и искренность изложения (имя Цезаря в обоих произведениях
упоминается 775 раз; см.: Balson J. P. V. D. Julius Caesar. A Political Biography. New York, 1967. P. 104 f.). Ранее
тот же прием использовал Ксенофонт Афинский в своем «Анабасисе». По мнению Плутарха, Ксенофонт
поступил так, в частности, потому, что славу в качестве действующего лица в описываемых событиях ставил
выше, нежели славу в качестве автора данного сочинения, а также дабы внушить полное доверие к своему
повествованию {О славе афинян, кн. I).
150 The Priestly Work // Canaanite Myth and Hebrew Epic. Cambridge, Mass., 1973. P. 312.
151 The Sanctuary of Silence: The Priestly Torah and the Holiness School. Minneapolis, 1995. P. 142 f.
152 Локоть (П»К) — ок. 45 см.
153 От глагола "1DD, «покрывать», «умилостивлять», «очищать», «искупать», «прощать». Ср. Лев. 16:14-
16. Септуагинта: IXaoxripiov; Вульгата: propitiatorium.
154 Крылатые ангелы с чертами людей и животных (ср. Иез. 1; 10:12; 41:18-20, 25). Впервые в Библии ке-
рувы упоминаются в Быт. 3:24 как стерегущие по повелению Бога Сад 'Эдена и Древо Жизни. Два керува
были помещены на обоих концах крышки Ковчега Завета, являясь своего рода «пьедесталом» («троном»)
незримого Присутствия Божия (Исх. 25:17-22, Числ. 7:89; см. также / Сам. 4:4; 2 Сам. 6:2; 2 Цар. 19:15; Пс. 80:2,
99:1; ср. 1 Хр. 28:18). Ту же функцию, вероятно, выполняли образы керувов, сделанных из масличного дерева,