История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
66 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
Во многом именно антииудейскими настроениями античных авторов и объясняются
их крайне негативные, а подчас и просто фантастические описания гиксосов как
«варваров», разрушителей, людей больных и оскверненных55.
2. ГИКСОССКИЙ СУТЕХ (СУТА)
Гиксосы приняли царскую титулатуру египетских царей, считались «сынами
Солнца (Ра)» и пытались представить себя почитателями местных египетских богов56. Это
удавалось плохо, и явный приоритет отдавался ими собственному богу явно ханааней-
ского происхождения57 — Сутеху (Суте; в вавилонской клинописи — Шутах)58, культ
которого становится государственным с центром в столице Аварисе. Этот бог
идентифицировался с ханаанейским богом грозы и бури Ба'алом-Хададом и изображался в его
одеждах и головном уборе (шапка с рогами, между которыми располагалось солнце)59.
Женой Сутеха/Ба'ала была богиня 4Анат60. Сутех отождествлялся с местным египетским
богом Сетхом (Сетехом, Сетом), важнейшим аспектом которого было то, что он являлся
господином грозы и бури61; Сетх мог устанавливать ту или иную погоду, создавать
определенный климат, в том числе и далеко за пределами Египта62. Например, фараон
Рамсес II (1279-1212), размышляя о дипломатическом посольстве, которое он отправил в
Сирию и Анатолию, замечает:
«„Как они <там>, эти, кого послал я, кто идет с поручением в страну Джахи в эти
дни, когда дожди и снег выпадают зимой". Тогда направил он жертву великую отцу
своему Сутеху и обратился к нему с молением, говоря: „Небо <покоится> на руках
твоих, а земля под ногами твоими, и то, что приказал ты, это уже свершившееся! Да
прекратишь ты дождь, холодный ветер и снег, пока не достигнут меня диковины, которые
ты назначил мне!.." Тогда услышал его отец Сутех все то, что он сказал, и стало небо
спокойным и летние дни настали зимой».
55 Ср., например, соответствующие цитаты из сочинений античных авторов в работе Иосифа Флавия
«Против Апиона».
56 Особенно активно эта пропаганда велась, очевидно, на Юге.
57 Ср., например: Kees Н. Der Gotterglaube im Alten Agypten. Berlin, 1956. S. 364; Перепелкин Ю. Я.
Среднее царство // История Древнего Востока. Ч. 2. С. 416; ср. также: Gardiner. Egypt of Pharaohs. P. 165.
58 См., например: WAS. Bd 4. S. 345.
59 Фрагменты одного из храмов Телль эд-Даб'ы дентифицируют с храмом Ба'ала. (См., например: Bietak.
Avaris and Piramesse. P. 253.)
60 Как отмечает И. Ш. Шифман (О Ба'лу. С. 27), «в египетском изложении известно ханаанейское
(южнопалестинское?) предание о любви 'Анату и Сета (Ба'лу), причем последний совершает соитие подобно
быку, т. е., видимо, боги выступают в облике быка и телицы». (См. далее: Helck W. Die Beziehungen Agyptens zu
Vorderasien im 3 und 2. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1962. S. 494 f.)
61 См., например: ZandeeJ. Seth als Sturmgott // ZASA 90 (1963). S. 144-156.
62 Цитируется по: Франкфорт et al. В преддверии философии. С. 86. См., также: Gardiner. Egypt of
Pharaohs. P. 265 f.