История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
38
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
(т. е. Израиль); он и его потомки будут благословлены на земле, которую укажет
ГОСПОДЬ, т. е. на земле ханаанской, а враги их прокляты; через него будут
благословлены все племена земные {Быт. 12:1-3). Имплицитно подразумевается, что патриарх будет
почитать Богом единственно YHWH-ГОСПОДА93.
В главах 15 и 17 книги Бытия "рассказывается о заключении Завета между
ГОСПОДОМ и Авраамом. (См. также Пс. 105 [104]: 8-9.) При этом ГОСПОДЬ обещает
Аврааму, что его потомству будет дана вся земля ханаанская, земля от Реки египетской,
т. е., вероятно, Вади эль-Ариша, отделяющего Ханаан от Синайского полуострова, до
реки Евфрат (Быт. 15:18, 17:8). Таких размеров достигало Израильское царство во
времена царей Давида (ок. 1009/1002[1001]-969 гг. до н. э.) и Соломона (ок. 970/969-931 гг.
до н. э.). Завет предполагает также, что ГОСПОДЬ будет Богом Авраама и его потомков
(Быт. 17:7). Знамением Завета между Авраамом и его потомками будет обрезание
крайней плоти у восьмидневных младенцев мужского пола (Быт. 17:10—1494). На еврейском
языке понятие «заключить Завет» часто передается выражением, буквально означающим
«разрубить (рассечь) Завет» (ГТИЭ ГЛЭ). Параллель можно обнаружить в аморейских
текстах из Мари, где идиома «убить осленка» была эквивалентна фразе «заключить завет».
Идиоматическое выражение «разрубить завет» встречается в тексте из сирийской Катны
XV в. до н. э. Дело в том, что при заключении союза (завета; в частности, между
сюзереном и вассалом) практиковалось рассечение животного (животных) на две половины и
прохождение договаривающихся сторон между ними (см., например, Быт. 15:9-18).
4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ YHWH-ГОСПОДА (ЯХВИЗМА).
АВРААМ И МОИСЕЙ
I
Многие исследователи, основываясь на текстах книги Исхода 3:14 (источник Эло-
хист95) и 6:3 (Священнический кодекс), содержание которых может быть
интерпретировано в том смысле, что до Моисея евреям не было известно Имя ГОСПОДЬ ГЛГР (YHWH),
т. е. Тетраграмматон96, рассматривают Моисея в качестве основателя религиозного
учения Яхвизма97. Сам же культ и Имя YHWH, как полагают сторонники данной гипотезы,
93 См. ниже: Значение и произношение Тетраграмматона (экскурс).
94 См. также Быт. 17:23,21:4, Лев. 12:3, Исх. 4:25-26.
95 См.: Вместо заключения. Краткий очерк библейской историографии. Пятикнижие. Документальная
гипотеза.
96 См. Экскурс «Значение и произношение Тетраграмматона» в конце данного раздела.
97 См, например: К. van der Toorn. Family Religion in Babylonia, Syria and Israel. Continuity and Change in
the Forms of Religious Life. Leiden, 1996. P. 281-286; Callaway J. A. The Settlement in Canaan. The Period of
Judges // Ancient Israel / Ed. by Shanks. P. 83. Вопросы, связанные с происхождением религии Яхвизма,
анализируются в работе: MoorJ.C de. The Rise of Yahwism: The Roots of Israelite Monotheism. 2nd ed. Leuven, 1997.