указывает на Эммануила как Сына Божня При этом он явным образом
возвещает о Его божественной природе и необыкновенных свойствах. Вероятно,
современные Исайе иудеи не понимали достаточно ясно это пророчество, но ряд
позднейших небиблейских кумранских рукописей (относящихся к Н~1 векам
до Р. X.), содержащие выражение "Сын Божий" или идею богосыновства,
находятся в согласии с этой и другими идеями мессианской концепции Исайи.
Исайя недвусмысленно называет Мессию в 9:6 Богом крепким (~ί133 bit,,
"Эл гибор") однако на этом пророк не останавливается, и раскрывает, в каких
именно чертах выражается божественная природа Мессии: Он — Чудный
(хЬе, "пеле") Советник ("УТ\ "йоэц"), Отец вечности ("limx, "авиод"), Князь
мира (С17Ш |Щ, "cap-шалом"). Кумранский текст книги Исайи содержит все
перечисленные характеристики и не противоречит их пониманию в смысле
божественной природы Мессии. Отражение указанных мессианских идей пророка
Исайи содержится в ряде небиблейских свитков из района Мертвого моря.
Поскольку в свитках Мессия несколько раз назван Сыном Божиим, прежде
рассмотрения кумранских рукописей необходимо проследить употребление и
понимание этой терминологии в Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке.
4.2. Употребление выражения "Сын Божий" в
Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке
Выражение "Сын Божий" или "Сын Всевышнего" в буквальном виде
в священных книгах Ветхого Завета не встречается: везде, где речь идет о
сыновстве Богу, используются несколько иные выражения, рассмотреные ниже.
Такая фразеология использовалась иногда в древнем языческом мире по
отношению к царям-самодержцам, провозглашение богосыновства которых было
одной из форм их возвеличения и обожествления (например, древнейший
шумерийский царь Киша Месалим (XXVI в. до Р. X.)19 провозглашался
"сыном" или "ребенком" его бога или богини20). Как пишет Б. А. Тураев, в
древнем Шумере "цари и исаки21 были избранниками и ставленниками богов,
которые через оракула "провозглашали их имена" и находились с ними в близких
отношениях. Так, "Энтема, исак Аагаша, получил жизнь от Энлиля, наделен
разумом от Энки, избран сердцем Нины"; "Эаннатум, царь Аагаша, одарен
силой от Энлиля, вскормлен священным молоком богини Нинхарсаг, наречен
благим именем Инниной". <...> Лугальзаггиси именует себя, между прочим, тем,
"на кого благосклонно воззрел Ану, чье имя провозгласил Баббар", "чадом Ни-
19 Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 179.
20 FossumJ. Son of God / Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y., 1992. CD ROM
electronic edition: Logos Library System 2.1f, 1996.
90