Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
указывает на Эммануила как Сына Божня При этом он явным образом
возвещает о Его божественной природе и необыкновенных свойствах. Вероятно,
современные Исайе иудеи не понимали достаточно ясно это пророчество, но ряд
позднейших небиблейских кумранских рукописей (относящихся к Н~1 векам
до Р. X.), содержащие выражение "Сын Божий" или идею богосыновства,
находятся в согласии с этой и другими идеями мессианской концепции Исайи.
Исайя недвусмысленно называет Мессию в 9:6 Богом крепким (~ί133 bit,,
"Эл гибор") однако на этом пророк не останавливается, и раскрывает, в каких
именно чертах выражается божественная природа Мессии: Он — Чудный
(хЬе, "пеле") Советник ("УТ\ "йоэц"), Отец вечности ("limx, "авиод"), Князь
мира (С17Ш |Щ, "cap-шалом"). Кумранский текст книги Исайи содержит все
перечисленные характеристики и не противоречит их пониманию в смысле
божественной природы Мессии. Отражение указанных мессианских идей пророка
Исайи содержится в ряде небиблейских свитков из района Мертвого моря.
Поскольку в свитках Мессия несколько раз назван Сыном Божиим, прежде
рассмотрения кумранских рукописей необходимо проследить употребление и
понимание этой терминологии в Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке.
4.2. Употребление выражения "Сын Божий" в
Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке
Выражение "Сын Божий" или "Сын Всевышнего" в буквальном виде
в священных книгах Ветхого Завета не встречается: везде, где речь идет о
сыновстве Богу, используются несколько иные выражения, рассмотреные ниже.
Такая фразеология использовалась иногда в древнем языческом мире по
отношению к царям-самодержцам, провозглашение богосыновства которых было
одной из форм их возвеличения и обожествления (например, древнейший
шумерийский царь Киша Месалим (XXVI в. до Р. X.)19 провозглашался
"сыном" или "ребенком" его бога или богини20). Как пишет Б. А. Тураев, в
древнем Шумере "цари и исаки21 были избранниками и ставленниками богов,
которые через оракула "провозглашали их имена" и находились с ними в близких
отношениях. Так, "Энтема, исак Аагаша, получил жизнь от Энлиля, наделен
разумом от Энки, избран сердцем Нины"; "Эаннатум, царь Аагаша, одарен
силой от Энлиля, вскормлен священным молоком богини Нинхарсаг, наречен
благим именем Инниной". <...> Лугальзаггиси именует себя, между прочим, тем,
"на кого благосклонно воззрел Ану, чье имя провозгласил Баббар", "чадом Ни-
19 Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 179.
20 FossumJ. Son of God / Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y., 1992. CD ROM
electronic edition: Logos Library System 2.1f, 1996.
90