mann) уже усматривал "связь имперского культа и хорошо известной формулы"
divi films ("сын божественного").'1 Несколькими десятилетиями позже
небезызвестный Рудольф Бультман (Rudolf Bultmann) утверждал, что исповедание в
древней Церкви Христа как "Сына Божия", рожденного "силой Всевышнего",
возникло за пределами Палестины в эллинистических церквах диаспоры.'"
Фердинанд Хан (Ferdinand Hahn) считал, что несмотря на ветхозаветное
библейское происхождение имени "Всевышний", исповедание Христа как "Сына
Всевышнего Бога" в Евангелии от Марка 5:7 (также Лк. 8:28) отражает взгляды
не палестинского, а эллинистического иудео-христианства.'3 Дискуссии о связи
титулатуры римского императорского культа с евангельским учением
продолжаются до сих пор.'4
11аходка в 1958 году приведенного выше текста 4Q246 на арамейском
языке во-первых, показала, что выражение "Сын Божий' было известно и
употреблялось в палестинской межзаветной литературе. Во-вторых, тщательное
рассмотрение данной рукописи позволяет сделать вывод, что оно мыслилось в
отношении грядущего Мессии.
4.5. Возможные варианты интерпретации личности
"Сына Божия" в рукописи 4Q246
Кто именно назван Сыном Божиим в кумранской рукописи на арамейском
языке 4Q246? Этот вопрос завладел умами исследователей сразу после того,
как некоторые строки текста были представлены широкой публике Дж. Т. Ми-
ликом в его публичной лекции в Гарвардском университете в 1972 году, а затем
опубликованы Дж. CDiiUManepoM в 1974-ом.'э К настоящему моменту
сформировалось песколько основных точек зрения на этот вопрос.
7' Deissmann G. A. Bible Studies: Contributions Chiefly from Papyri and Inscriptions to
the History of Language, the Literature and the Religion of Hellenistic Judaism and Primitive
Christianity. Edinburgh. 1909, p. 166-167.
72 Bultmann R. Theology of the New Testament. Vol. 1. N.-Y., 1951, p. 128, 130-131.
73 Hahn F. The Titles of Jesus in Christology. London-Cleveland, 1969. p. 291, 293.
74 Из последних работ можно указать ряд публикаций в журнале "Библика":
1) Kim Т. Н. The Anarthrous υιός θ(θυ in Mark 15,39 and the Roman Imperial Cult // Biblica.
#79, 1998, pp. 221-241: 2) Johnson E. S. Mark 15,39 and the So-Called Confession of the
Roman Centurion // Biblica, #81, 2000, pp. 406-413; 3) Mowery R. L Son of God in Roman
Imperial Titles and Matthew//Biblica. #83, 2002, pp. 100-110.
75 Fitzmyer J. A. The Contribution of Qumran Aramaic to the Study of the New Testament /
/ New Testament Studies, 20, 1974. Статья в несколько переработанном виде была
опубликована затем в книге Fitzmyer J. A. A Wandering Aramean: Collected Aramaic
Essays, 1979, p. 92-93.
110