Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
mann) уже усматривал "связь имперского культа и хорошо известной формулы"
divi films ("сын божественного").'1 Несколькими десятилетиями позже
небезызвестный Рудольф Бультман (Rudolf Bultmann) утверждал, что исповедание в
древней Церкви Христа как "Сына Божия", рожденного "силой Всевышнего",
возникло за пределами Палестины в эллинистических церквах диаспоры.'"
Фердинанд Хан (Ferdinand Hahn) считал, что несмотря на ветхозаветное
библейское происхождение имени "Всевышний", исповедание Христа как "Сына
Всевышнего Бога" в Евангелии от Марка 5:7 (также Лк. 8:28) отражает взгляды
не палестинского, а эллинистического иудео-христианства.'3 Дискуссии о связи
титулатуры римского императорского культа с евангельским учением
продолжаются до сих пор.'4
11аходка в 1958 году приведенного выше текста 4Q246 на арамейском
языке во-первых, показала, что выражение "Сын Божий' было известно и
употреблялось в палестинской межзаветной литературе. Во-вторых, тщательное
рассмотрение данной рукописи позволяет сделать вывод, что оно мыслилось в
отношении грядущего Мессии.
4.5. Возможные варианты интерпретации личности
"Сына Божия" в рукописи 4Q246
Кто именно назван Сыном Божиим в кумранской рукописи на арамейском
языке 4Q246? Этот вопрос завладел умами исследователей сразу после того,
как некоторые строки текста были представлены широкой публике Дж. Т. Ми-
ликом в его публичной лекции в Гарвардском университете в 1972 году, а затем
опубликованы Дж. CDiiUManepoM в 1974-ом.'э К настоящему моменту
сформировалось песколько основных точек зрения на этот вопрос.
7' Deissmann G. A. Bible Studies: Contributions Chiefly from Papyri and Inscriptions to
the History of Language, the Literature and the Religion of Hellenistic Judaism and Primitive
Christianity. Edinburgh. 1909, p. 166-167.
72 Bultmann R. Theology of the New Testament. Vol. 1. N.-Y., 1951, p. 128, 130-131.
73 Hahn F. The Titles of Jesus in Christology. London-Cleveland, 1969. p. 291, 293.
74 Из последних работ можно указать ряд публикаций в журнале "Библика":
1) Kim Т. Н. The Anarthrous υιός θ(θυ in Mark 15,39 and the Roman Imperial Cult // Biblica.
#79, 1998, pp. 221-241: 2) Johnson E. S. Mark 15,39 and the So-Called Confession of the
Roman Centurion // Biblica, #81, 2000, pp. 406-413; 3) Mowery R. L Son of God in Roman
Imperial Titles and Matthew//Biblica. #83, 2002, pp. 100-110.
75 Fitzmyer J. A. The Contribution of Qumran Aramaic to the Study of the New Testament /
/ New Testament Studies, 20, 1974. Статья в несколько переработанном виде была
опубликована затем в книге Fitzmyer J. A. A Wandering Aramean: Collected Aramaic
Essays, 1979, p. 92-93.
110