Серьезная проблема состоит в том, что Плиний Старший, упоминая о ессеях,
описывает Палестину после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году. Он
говорит, что "по плодородию и пальмовым рощам Эйн-Геди был второй город
после [Иерусалима], а ныне — второе кладбище". Плиний умер в 79 году во
время извержения Везувия, значит, о ессеях он писал в промежутке между 70 и
79 годом30. Однако к 70-му году местечко Кумран было занято римскими
войсками и ессеи уже не могли там жить31.
Изложенная кумрано-ессейская теория остается наиболее распространенной
в научно-популярной литературе и излагается в качестве основной в разных
справочниках и энциклопедиях. Однако среди исследователей рукописей
Мертвого моря, особенно в последние 10 лет, появляется все больше ученых, иначе
объясняющих происхождение свитков и смысл развалин Кумрана. Ниже
рассмотрены наиболее значительные из альтернативных гипотез.
2.1.3 Был ли Кумран центром по переписыванию свнтков
(аргументы в пользу некумранского происхождения рукописей)
Одна из проблем гипотезы католического священника Ролана де Во
заключается в том, что высказывая идею о нахождении в Кумране религиозного
поселения, он попытался выразить ее, рассуждая в терминах и понятиях средне-
Пенсильванского университета: "Я понимаю "infra hos" прежде всего как ссылку на
возвышенность, учитывая, что Плиний использует в его описании также слово "super" ("сверху")
для указания на географические возвышенности — см. 5.70 (прямой контекст пассажа!),
6.78 и 7.26. Подобным образом читает материал [латинский писатель III в. по Р.Х.] Соли-
нус" (Kraft R. A. Pliny onEssenes, Pliny on Jews //Dead Sea Discoveries, [2001], 8:3, pp.255,
258, note 9). Поэтому плиниево выражение "infra hos" не решает вопрос идентификации
ессейского поселения с местечком Кумран.
30 С этим согласен, например, и Дж. Фицмайер, сторонник кумрано-ессейской
гипотезы. См. FitzmyerJ.A. Scroll Origins...
31 Дж. Фицмайер считает, что Плиний писал "как римлянин, находящийся вне
[Палестины]" и описывает ессев так, как если бы их жизнь не изменилась, поскольку, по
замечанию Плиния, они существуют "в течении тысячи поколений" (FitzmyerJ.A. Scroll
Origins...). Слабость этого аргумента в том, что Плиний, по словам Я. Хатчессона, "был
компилятором информации из разных источников, которые он отобрал и опубликовал
все вместе. <...> Совершенно точно, что фрагмент его работы, использующий слово
"infra", говорит о происшедшем во время антиримской войны разрушении Иерусалима
и Эйн-Геди. Следовательно, по крайней мере данная часть плиниевой работы была
написана после упомянутого времени и, вероятно, самим Плинием, возможно, по
сообщениям из Иудеи или оттого, что он сам был на этой войне" (Hutchesson I. Pliny the
Elder on the Essenes). В таком случае Плиний должен был знать об уходе ессеев с
места их постоянного проживания.
36