Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Серьезная проблема состоит в том, что Плиний Старший, упоминая о ессеях,
описывает Палестину после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году. Он
говорит, что "по плодородию и пальмовым рощам Эйн-Геди был второй город
после [Иерусалима], а ныне — второе кладбище". Плиний умер в 79 году во
время извержения Везувия, значит, о ессеях он писал в промежутке между 70 и
79 годом30. Однако к 70-му году местечко Кумран было занято римскими
войсками и ессеи уже не могли там жить31.
Изложенная кумрано-ессейская теория остается наиболее распространенной
в научно-популярной литературе и излагается в качестве основной в разных
справочниках и энциклопедиях. Однако среди исследователей рукописей
Мертвого моря, особенно в последние 10 лет, появляется все больше ученых, иначе
объясняющих происхождение свитков и смысл развалин Кумрана. Ниже
рассмотрены наиболее значительные из альтернативных гипотез.
2.1.3 Был ли Кумран центром по переписыванию свнтков
(аргументы в пользу некумранского происхождения рукописей)
Одна из проблем гипотезы католического священника Ролана де Во
заключается в том, что высказывая идею о нахождении в Кумране религиозного
поселения, он попытался выразить ее, рассуждая в терминах и понятиях средне-
Пенсильванского университета: "Я понимаю "infra hos" прежде всего как ссылку на
возвышенность, учитывая, что Плиний использует в его описании также слово "super" ("сверху")
для указания на географические возвышенности — см. 5.70 (прямой контекст пассажа!),
6.78 и 7.26. Подобным образом читает материал [латинский писатель III в. по Р.Х.] Соли-
нус" (Kraft R. A. Pliny onEssenes, Pliny on Jews //Dead Sea Discoveries, [2001], 8:3, pp.255,
258, note 9). Поэтому плиниево выражение "infra hos" не решает вопрос идентификации
ессейского поселения с местечком Кумран.
30 С этим согласен, например, и Дж. Фицмайер, сторонник кумрано-ессейской
гипотезы. См. FitzmyerJ.A. Scroll Origins...
31 Дж. Фицмайер считает, что Плиний писал "как римлянин, находящийся вне
[Палестины]" и описывает ессев так, как если бы их жизнь не изменилась, поскольку, по
замечанию Плиния, они существуют "в течении тысячи поколений" (FitzmyerJ.A. Scroll
Origins...). Слабость этого аргумента в том, что Плиний, по словам Я. Хатчессона, "был
компилятором информации из разных источников, которые он отобрал и опубликовал
все вместе. <...> Совершенно точно, что фрагмент его работы, использующий слово
"infra", говорит о происшедшем во время антиримской войны разрушении Иерусалима
и Эйн-Геди. Следовательно, по крайней мере данная часть плиниевой работы была
написана после упомянутого времени и, вероятно, самим Плинием, возможно, по
сообщениям из Иудеи или оттого, что он сам был на этой войне" (Hutchesson I. Pliny the
Elder on the Essenes). В таком случае Плиний должен был знать об уходе ессеев с
места их постоянного проживания.
36