Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета
и в рукописях Мертвого моря
3.1. Мессианизм в Священном Писании Ветхого Завета
В Священном Писании Ветхого Завета содержится двуединое учение о
личности Мессии (ГРШЗ, "машиах"): как о человеке и как о высшем существе.
Но открывалось оно постепенно: вначале Господь возгласил человеку обетование
о том, что "из семени жены" (Быт. 3:15) произойдет Избавитель, Который
будет "поражать в голову" виновника падения человека — диавола, и Который
избавит людей от грехов их. Аишь позже раскрывается учение о Божественном
достоинстве Спасителя и Его страданиях ради искупления падшего человека.
"В этом случае, — пишет митрополит Григорий (Чуков), — как и во всех
других, Божественное Откровение приспособлялось к естественному ходу развития
человечества вообще и шло от простого и менее совершенного к сложному и
более совершенному; с другой стороны — считалось с характером еврейского
народа и его географическим положением: многобожие соседей являлось большим
соблазном для евреев, склонность к конкретному у которых брала верх над мыслью
о духовности Высшего Существа. Поэтому и настаивалось, главным образом, на
единстве Божества и предвечное происхождение Мессии пока не раскрывалось"1.
Изображение Мессии как высшего существа, имеющего изначальное и
Божественное происхождение появляется только во времена Давида, и
раскрывается во Псалмах 2 и 1092.
3.2. "Ветхозаветный евангелист" и его пророчества о Христе
Святого пророка Исайю не напрасно называют "ветхозаветным евангелистом"
— настолько ярко, проникновенно, и в то же время богословски адекватно он
описывает личность и деяния грядущего Мессии. Те черты личности великого
Избавителя, которые в других книгах Ветхого Завета обозначены только в
намеках, у пророка Исайи получают завершенность и полноту. Поэтому, характеризуя
Исайю, уже Иисус, сын Сирахов, говорит: "Исайя, пророк великий и верный в
своем видении, духом великим видел последнее и утешал сетующих в Сионе,
даже до века показал будущее и сокрытое, прежде, чем придти им"
(Сир. 48:25—28). Иосиф Шлавий, передавая общее мнение иудеев начала эры,
называет Исайю "божественным и поистине чудным пророком"3. Однако во
всей полноте значение пророческого вдохновения Исайи могло быть оценено
1 Григорий (Чуков), митр. Мессианские представления иудеев по таргуму
Ионафана, сына Узиелова. Машинопись. Ленинград, 1926, с. 49-50.
2 Эти псалмы будут проанализированы в следующей главе данной работы.
3 Иосиф Флавий. Иудейские древности, 1, 29, 3.
72