Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис.49:1—Ь)
по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи
Древнееврейская и христианская традиция понимают вторую песнь Слуги
Ягве как относящуюся к Мессии.62 Некоторую двусмысленность вносит
обращение к Слуге по имени Израиль в стихе 3-ем: "и сказал Мне: Ты раб Мой,
Израиль, в Тебе Я прославлюсь". Это позволяет некоторым комментаторам видеть
в лице Слуги народ Израилев. Пролема разрешается, если вспомнить о тесной
связи Мессии и народа Израилева. Как пишут в своем комментарии профессора
Санкт-Петербургской духовной академии, "являясь в мир, Отрок Господень
является, прежде всего, как исполнитель воли Божией (Пс. 39:8—9; Мф. 5:17).
Поскольку исполнение воли Божией составляло историческое призвание
Израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший волю Божию
Отрок Господень через это являлся <...> олицетворением исторического гения
народа — Израилем, через которого прославился Бог".63 Только мессианское
истолкование имени "Израиль" в 3-ем стихе 49-ой главы позволяет объяснить
мысль 5-го и 6-го стихов о том, что Личность, названная Израилем, призвана
"обратить к [Господу] Макова, <...> чтобы Израиль собрался к [Господу]",
и имеет Своей целью '"восстановление колен Иаковлевых" и "возвращение
остатков Израиля" — здесь под именами Иакова и Израиля имеются в виду
уже колена исторического народа Израильского. Из общего контекста первых
четырех стихов 49-ой главы также следует, что в 3-ем стихе Израилем названа
конкретная Личность Слуги Ягве, поскольку говорится о Его "призвании от
чрева" и о назывании Его имени "от утробы матери".
Вторая песнь открывает три важнейших этапа в жизни Мессии: Его
выступление на общественное служение, отвержение Его неверующей частью Израильского
народа и привлечение к Нему всего человеческого рода.64
Она начинается словами Самого Слуги, Который торжественно возглашает
Свою речь и в качестве слушателей приглашает даже отдаленнейшие народы
земли — потому что и им (согласно окончанию этой песни) Мессией уготовано
спасение: "слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние". Ближайшим
образом деятельность Мессии простирается на исторический народ Израилев,
но она будет распространена и расширена "до концов земли" (49:6).
Стихи 49:1—4 в Великом свитке Исайи находятся в 28—31 строках 40-го
столбца и полностью совпадают с масоретским текстом.
62 Григорьев И. Ф. Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве, с. 144.
63 Якимов И. С, Елеонский Ф. Г., Троицкий И. Г. Толкование на книгу св. пророка
Исайи. СПб, 1893, с. 771.
64 Григорьев И. Ф. Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве, с. 144.
181