Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
4.5.1 "Сын Божий" как царь Сирии
Один из первых исследователей Дж. Т. Милик первоначально предполагал,
что речь идет о Боге, но позже изменил свое мнение и считает, что "сыном Бо-
жиим" в рукописи назван один из царей Сирии, поскольку в 1:6 говорится о
царе (Ас-)Сирии и Египта (при этом ΤίΠΝ Ι1?" понимается как "царь Сирии )./6
Исследователи, разделяющие данную точку зрения, предполагают, что в качестве
царя Сирии мог выступать Александр Балас (150—145 гг. до Р. X.), мнимый
сын Антиоха IV Епифана, ставший царем Сирии после смерти Димитрия I Со-
тера. На монетах, которые чеканились в период его царствования, Александр
употреблял греческий титул Θεοίτκτορ ("обладающий богами" или "богом")."
Но такая интерпретация сталкивается с серьезными противоречиями. Во-первых,
непонятно, почелгу наименование Ассирии (традиционное библейское слово "113JN,
здесь используется арамейский вариант ~ППХ) принимается в данном тексте за
название Сирии, которая по-еврейски называется в Арамеей (С~".Х)> хотя иногда
на русский (и на английский) это название переводится как Сирия'8? Во-
вторых, если даже принять, что речь идет о Сирии, остается непонятным, почему
рукопись говорит о царе Сирии и Египта, тогда как А\ександр Балас власти
над Египтом не имел? В-третьих, возможно ли, чтобы палестинский иудей
характеризовал языческого царя как "сына Божия", а сирийскую армию, вторгающуюся
для оккупации Иудеи, как "людей Божиих" (2:4)? Учитывая исторический
контекст эпохи и жесткое противодействие иудеев власти Антиоха IV Епифана,
послужившее началом маккавейской войны за независимость, ответы на последние
три вопроса будут скорее отрицательными, а указанное понимание личности
"Сына Божия" необоснованным.
4.5.2 "Сын Божий" как грядущий восточный царь
Может быть, в рукописи речь идет не о современном царе, а о грядущем
всесильном правителе, который захватит власть над исторической территорией
Ассирии и Египта и установит, благодаря самодержавию, мир и процветание на
этих территориях (Pax Romana в восточном варианте)? Но и в данном случае
трудно предположить возвышенную титулатуру со стороны палестинского автора,
а мысль о вечности какого-либо царства, кроме царства Мессии, была чужда
взращенному на библейских пророчествах сознанию палестинского иудея.
76 FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins, p. 55.
77 Там же
78 Например, вЗ Царств в 11:25; 15:18; 19:15; 20:1 идр;в4 Царств 5:1; 5:5; 6:8, 11, 24
и др; 1 Пар. 18:6, 2 Пар. 16:2 и др.; Ис. 7:1, 2, 4 и др.
111