4.5.1 "Сын Божий" как царь Сирии
Один из первых исследователей Дж. Т. Милик первоначально предполагал,
что речь идет о Боге, но позже изменил свое мнение и считает, что "сыном Бо-
жиим" в рукописи назван один из царей Сирии, поскольку в 1:6 говорится о
царе (Ас-)Сирии и Египта (при этом ΤίΠΝ Ι1?" понимается как "царь Сирии )./6
Исследователи, разделяющие данную точку зрения, предполагают, что в качестве
царя Сирии мог выступать Александр Балас (150—145 гг. до Р. X.), мнимый
сын Антиоха IV Епифана, ставший царем Сирии после смерти Димитрия I Со-
тера. На монетах, которые чеканились в период его царствования, Александр
употреблял греческий титул Θεοίτκτορ ("обладающий богами" или "богом")."
Но такая интерпретация сталкивается с серьезными противоречиями. Во-первых,
непонятно, почелгу наименование Ассирии (традиционное библейское слово "113JN,
здесь используется арамейский вариант ~ППХ) принимается в данном тексте за
название Сирии, которая по-еврейски называется в Арамеей (С~".Х)> хотя иногда
на русский (и на английский) это название переводится как Сирия'8? Во-
вторых, если даже принять, что речь идет о Сирии, остается непонятным, почему
рукопись говорит о царе Сирии и Египта, тогда как А\ександр Балас власти
над Египтом не имел? В-третьих, возможно ли, чтобы палестинский иудей
характеризовал языческого царя как "сына Божия", а сирийскую армию, вторгающуюся
для оккупации Иудеи, как "людей Божиих" (2:4)? Учитывая исторический
контекст эпохи и жесткое противодействие иудеев власти Антиоха IV Епифана,
послужившее началом маккавейской войны за независимость, ответы на последние
три вопроса будут скорее отрицательными, а указанное понимание личности
"Сына Божия" необоснованным.
4.5.2 "Сын Божий" как грядущий восточный царь
Может быть, в рукописи речь идет не о современном царе, а о грядущем
всесильном правителе, который захватит власть над исторической территорией
Ассирии и Египта и установит, благодаря самодержавию, мир и процветание на
этих территориях (Pax Romana в восточном варианте)? Но и в данном случае
трудно предположить возвышенную титулатуру со стороны палестинского автора,
а мысль о вечности какого-либо царства, кроме царства Мессии, была чужда
взращенному на библейских пророчествах сознанию палестинского иудея.
76 FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins, p. 55.
77 Там же
78 Например, вЗ Царств в 11:25; 15:18; 19:15; 20:1 идр;в4 Царств 5:1; 5:5; 6:8, 11, 24
и др; 1 Пар. 18:6, 2 Пар. 16:2 и др.; Ис. 7:1, 2, 4 и др.
111