Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
2:1 Он будет называться Сыном Божиим; они будут называть Его
Сыном Всевышнего. <...>
2:4 [пропуск] пока не восстанут люди Божий и посему все будут
отдыхать от меча.
2:5 Его Царство будет вечное Царство, и Он будет Праведен во всех
путях Своих, Он бу[дет суди]ть
2:6 землю в праведности, и каждый пребудет в мире. Меч перестанет на
земле,
2:7 и каждый народ поклонится Ему.
Из этого текста следуют важные выводы:
1. Рукопись 4Q246 подтверждает присутствие в мировоззрении палестинских
иудеев периода позднего Второго храма понятия о "Сыне Божием", что
ставилось под сомнение в XX веке рядом западных библеистов.
2. Сопоставление этой рукописи с книгой пророка Исайи, некоторыми
другими кумранскими текстами и новозаветными писаниями позволяет утверждать,
что накануне пришествия в мир Спасителя у иудеев имелось представление
о Мессии как о Сыне Божием.
Перейдем к подробному рассмотрению и обстоятельному доказательству
высказанных положений.
4.4. Выражение "Сын Божий" в иудейской межзаветной
литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете
Как отмечалось выше, основное отличие божественного Откровения,
хранившегося у народа Израилева, от религиозных преданий прочих народов, заключаюсь
в том, что Господь Израилев отнюдь не мыслился одним из многих племенных
богов народов. Господь (Ягве) для сыновей Авраама, Исаака и Иакова был
Творцом неба и земли, всего существующего. В языческом политеизме
множественность богов, их сложные взаимоотношения между собой и с людьми, приводили
к мысли о них как ограниченных, страстных существах, во многом подобных
людям. От такого человекоподобного представления о них легко было придти к
идее о возможности физического родства человека с богами и даже о рождении
от них отдельных выдающихся людей. Достаточно вспомнить греко-римскую
религию, в которой некоторые "герои" были сынами богов и богинь (например,
Аполлон и Гермес — сынами Зевса).
В целях избежать соблазна подобного хода мысли, иудейская литература
послепленного периода развивается в двух направлениях. С одной стороны, со
времени пророка Иезекииля (см. выше его обличение божественной титулатуры
царя города Тира) намечается тенденция отказа от уподобления Богу в переносном
смысле, т.е. от употребления выражений, обозначающих сыновство по благодати.
101