2:1 Он будет называться Сыном Божиим; они будут называть Его
Сыном Всевышнего. <...>
2:4 [пропуск] пока не восстанут люди Божий и посему все будут
отдыхать от меча.
2:5 Его Царство будет вечное Царство, и Он будет Праведен во всех
путях Своих, Он бу[дет суди]ть
2:6 землю в праведности, и каждый пребудет в мире. Меч перестанет на
земле,
2:7 и каждый народ поклонится Ему.
Из этого текста следуют важные выводы:
1. Рукопись 4Q246 подтверждает присутствие в мировоззрении палестинских
иудеев периода позднего Второго храма понятия о "Сыне Божием", что
ставилось под сомнение в XX веке рядом западных библеистов.
2. Сопоставление этой рукописи с книгой пророка Исайи, некоторыми
другими кумранскими текстами и новозаветными писаниями позволяет утверждать,
что накануне пришествия в мир Спасителя у иудеев имелось представление
о Мессии как о Сыне Божием.
Перейдем к подробному рассмотрению и обстоятельному доказательству
высказанных положений.
4.4. Выражение "Сын Божий" в иудейской межзаветной
литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете
Как отмечалось выше, основное отличие божественного Откровения,
хранившегося у народа Израилева, от религиозных преданий прочих народов, заключаюсь
в том, что Господь Израилев отнюдь не мыслился одним из многих племенных
богов народов. Господь (Ягве) для сыновей Авраама, Исаака и Иакова был
Творцом неба и земли, всего существующего. В языческом политеизме
множественность богов, их сложные взаимоотношения между собой и с людьми, приводили
к мысли о них как ограниченных, страстных существах, во многом подобных
людям. От такого человекоподобного представления о них легко было придти к
идее о возможности физического родства человека с богами и даже о рождении
от них отдельных выдающихся людей. Достаточно вспомнить греко-римскую
религию, в которой некоторые "герои" были сынами богов и богинь (например,
Аполлон и Гермес — сынами Зевса).
В целях избежать соблазна подобного хода мысли, иудейская литература
послепленного периода развивается в двух направлениях. С одной стороны, со
времени пророка Иезекииля (см. выше его обличение божественной титулатуры
царя города Тира) намечается тенденция отказа от уподобления Богу в переносном
смысле, т.е. от употребления выражений, обозначающих сыновство по благодати.
101