ности Сына Божия. Кроме того, подобная постановка вопроса о толковании
образа Сына Человеческого из книги пророка Даниила отнюдь не нова для западной
богословской науки. Со стороны русских ученых характеристика такого
толкования была дана дореволюционным профессором Казанской духовной академии
протоиереем Александром Смирновым: "по древнейшему толкованию,
принимаемому православной Церковью, — пишет он, — под именем Сына Человеческого
пророк разумеет Мессию; это мнение разделяется и многими западными учеными
даже и не ортодоксального направления. Но многим кажется, <...> что здесь под
образом Сына Человеческого олицетворяется весь израильский народ, подобно
тому, как четыре всемирных монархии олицетворяются в том же видении под
образом четырех животных (7:1—8). Но все это толкование основано или на
непонимании вполне ясных выражений текста, или же на намеренной переделке
его; пророк Даниил вполне определенно говорит, что "эти большие звери,
которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли' (7:17).
Отсюда по аналогии нужно заключать, что и под Сыном Человеческим следует
разуметь не будущее всемирное царство Израиля, а грядущего Владыку этого
царства — Мессию. Лучшим подтверждением правильности такого толкования
даниилова видения о Сыне человеческом может служить тот факт, что авторы
иудейских апокалипсисов, стоящие в самой рабской зависимости от пророка
Даниила, понимают его пророческое видение в смысле указания на Мессию.
"Не подлежит сомнению, что автор книги Еноха узнает в данииловом Сыне че-
■ювеческом Мессию — конечно, не по титулу, а по символическому одеянию".*"1
Кроме того, у пророка Даниила указания на Мессию делаются не только в этом
месте; з 9:25—26 он прямо говорит о Христе Владыке, под именем которого
никак уже нельзя уразуметь отвлеченную идею будущего царства".86
4.5.5 "Сын Божий" как иудейский правитель из дома Давидова
Первый издатель части рукописи Дж. Фицмайер отвергает предыдущие
точки зрения и считает, что в рукописи речь идет не о Мессии, а об одном из
иудейских царей из рода Давида, который займет престол своего отца и будет
счастливо царствовать в Израиле. Исследователь аргументирует свою позицию
тем, что слово Мессия (Π"ϊ'?2) в тексте рукописи не встречается, напоминая, что
в Ветхом Завете термин "Мессия" не указывает однозначно на сыновство Богу,
и наоборот.8' Мессианские места Ветхого Завета, рассмотренные выше в данной
работе (из книги Исайи и Псалмов) он отказывается принимать как пророчества
35 Baldensperger. Seibstbewusstsein Jesu, с. 80 — прим. прот. А. Смирнова.
86 Смирнов Α., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени
рождества Христова / Ветхозаветные апокрифы. М., 2001, ее. 413-752; с. 418-419.
87 FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins, p. 59-61, 76-82.
114