Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева
5.1. Личность и деяния Мессии
Неоднократные попытки увидеть в кумранских рукописях повествование о
двух (священническом и царском) и даже трех (еще и пророческом) мессиях
основываются на изначально неверной интерпретации Дамасского документа, о
чем было сказано выше в 3-ей главе. Этому способствует и отмеченная в
предыдущей главе определенная двойственность в описании ветхозаветными
пророками (особенно Исайей) грядущего Мессии то как человека, то как Бога.
Эта двойственность внесла в свое время немалое смущение в ряды христианской
Церкви, вылившись в бурные и продолжительные споры с арианами по вопросу
Божественности Христа и была разрешена только применением во второй
половине IV века по Р. X. четкой терминологии, выражающей учение о единой
ипостаси и двух природах Христа.
Обоснование и развитие взгляда о нескольких мессиях в кумранских
рукописях имеет место также из-за непонимания разницы между личностью Мессии
и присущими Ему разнообразными деяниями, о которых говорят пророки.
Мессианская концепция книги Исайи подразумевает четкое различие между
этими понятиями. Переходя от характеристики личности к описанию будущих
деяний Мессии, пророк Исайя доносит до нас замечательное пророчество об
отрасли из корня Иессеева.
5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33—11:10)
Иессей ("-ψ], "йишай") — имя внука Вооза, сына Овида и отца Давида
(Руср. 4:22). Царь Саул во время гонений на Давида несколько раз называл
его "сыном Иессеевым" (1 Цар. 20:27, 30—31; 22:7—8), что вполне
соответствовало обычаям того времени и было понятно окружающим. Другие лица также
называли Давида "сыном Иессея" — например, Доик Идумеянин (1 Цар.
22:9) и Навал (1 Цар. 25:10). Подобное наименование было понятно и
современникам Давида, и последующим поколениям читателей книг Царств. Поэтому
и апостол Павел в речи, произнесенной в синагоге Антиохии Писидийской,
именует великого царя "Давидом, сыном Иессеевым" (Деян. 13:22).
Образ сыновства Иессею Исайя использовал, чтобы показать, что правление
царей из рода Давидова прекратится в Израиле на время вавилонского плена,
но затем возобновится и послужит к появлению Царя, наделенного
необыкновенными свойствами. Этому пророчеству посвящена полностью 11 глава Исайи
(преимущественно стихи 1—10).
Исайя часто использует образы и противопоставления для выражения
бывшего ему от Бога откровения. Например, употребляя образ света при описании
124