Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева
5.1. Личность и деяния Мессии
Неоднократные попытки увидеть в кумранских рукописях повествование о
двух (священническом и царском) и даже трех (еще и пророческом) мессиях
основываются на изначально неверной интерпретации Дамасского документа, о
чем было сказано выше в 3-ей главе. Этому способствует и отмеченная в
предыдущей главе определенная двойственность в описании ветхозаветными
пророками (особенно Исайей) грядущего Мессии то как человека, то как Бога.
Эта двойственность внесла в свое время немалое смущение в ряды христианской
Церкви, вылившись в бурные и продолжительные споры с арианами по вопросу
Божественности Христа и была разрешена только применением во второй
половине IV века по Р. X. четкой терминологии, выражающей учение о единой
ипостаси и двух природах Христа.
Обоснование и развитие взгляда о нескольких мессиях в кумранских
рукописях имеет место также из-за непонимания разницы между личностью Мессии
и присущими Ему разнообразными деяниями, о которых говорят пророки.
Мессианская концепция книги Исайи подразумевает четкое различие между
этими понятиями. Переходя от характеристики личности к описанию будущих
деяний Мессии, пророк Исайя доносит до нас замечательное пророчество об
отрасли из корня Иессеева.
5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33—11:10)
Иессей ("-ψ], "йишай") — имя внука Вооза, сына Овида и отца Давида
(Руср. 4:22). Царь Саул во время гонений на Давида несколько раз называл
его "сыном Иессеевым" (1 Цар. 20:27, 30—31; 22:7—8), что вполне
соответствовало обычаям того времени и было понятно окружающим. Другие лица также
называли Давида "сыном Иессея" — например, Доик Идумеянин (1 Цар.
22:9) и Навал (1 Цар. 25:10). Подобное наименование было понятно и
современникам Давида, и последующим поколениям читателей книг Царств. Поэтому
и апостол Павел в речи, произнесенной в синагоге Антиохии Писидийской,
именует великого царя "Давидом, сыном Иессеевым" (Деян. 13:22).
Образ сыновства Иессею Исайя использовал, чтобы показать, что правление
царей из рода Давидова прекратится в Израиле на время вавилонского плена,
но затем возобновится и послужит к появлению Царя, наделенного
необыкновенными свойствами. Этому пророчеству посвящена полностью 11 глава Исайи
(преимущественно стихи 1—10).
Исайя часто использует образы и противопоставления для выражения
бывшего ему от Бога откровения. Например, употребляя образ света при описании
124