К сожалению, немногочисленные русскоязычные публикации последнего
десятилетия практически не учитывают новые зарубежные исследования, а лишь
продолжают линию, сформировавшуюся еще в советский период. Здесь можно
упомянуть о книге петербуржского исследователя И. Р. Тантлевского "История
и идеология кумранской общины", изданной в 1994 году'0. Автор предлагает
свою версию "стандартной модели", в которой не только игнорирует признанный
ныне даже консервативными учеными факт неессейского происхождения
большинства рукописей, но и производит методически необоснованное манипулирование
текстами рукописей в отрыве от контекста. Он строит целую систему, призванную
отвергнуть оригинальность христианства и представить последнее как почти
точный слепок с кумранской идеологии. Однако во многих местах своей работы
автор делает предположения, которые не находят прямого доказательства. Тогда
он прибегает либо к спорному чтению или переводу кумранских текстов, либо к
доказательству по аналогии, которое скорее является иллюстрацией: находя некие
общие идеи в кумранских рукописях, новозаветных книгах, гностических писаниях
и творениях отцов Церкви, он делает выводы в пользу своей теории. Такой
подход не может быть признан методологически правильным, поскольку значение и
авторитет новозаветных книг, святоотеческих трудов, гностических произведений
и рукописей Мертвого моря совершенно различны, также, как различен
исторический и религиозный контекст, в котором они появились и имели хождение.
За последние несколько лет ситуация принципиально не изменилась. В
2002 году вышла книга А. Владимирова "Кумран и Христос''''. Отказавшись
от выводов И. Р. Тантлевского, но испытывая в целом сильную зависимость от
его труда и восприняв его методологию, А. Владимиров привлекает к своим
построениям уже не только апокрифы и гностические произведения, но даже
оккультные труды Н. Рериха и Е. Блаватской. Он строит собственную систему,
в которой пытается датировать срок жизни "исторического Иисуса" почти на
столетие раньше общепринятой даты, отождествив Его с Учителем праведности.
1.6.Важнейшие публикации по мессианизму
в рукописях Мертвого моря
Практически все авторы, затрагивавшие вопросы соотнесения рукописей
Мертвого моря и христианского учения, касались и мессианских воззрений,
выраженных в кумранских свитках. В силу огромного количества работ
представляется разумным указать только наиболее значительные из исследований
последних лет.
71 Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002, 766 с, илл.
25