Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
К сожалению, немногочисленные русскоязычные публикации последнего
десятилетия практически не учитывают новые зарубежные исследования, а лишь
продолжают линию, сформировавшуюся еще в советский период. Здесь можно
упомянуть о книге петербуржского исследователя И. Р. Тантлевского "История
и идеология кумранской общины", изданной в 1994 году'0. Автор предлагает
свою версию "стандартной модели", в которой не только игнорирует признанный
ныне даже консервативными учеными факт неессейского происхождения
большинства рукописей, но и производит методически необоснованное манипулирование
текстами рукописей в отрыве от контекста. Он строит целую систему, призванную
отвергнуть оригинальность христианства и представить последнее как почти
точный слепок с кумранской идеологии. Однако во многих местах своей работы
автор делает предположения, которые не находят прямого доказательства. Тогда
он прибегает либо к спорному чтению или переводу кумранских текстов, либо к
доказательству по аналогии, которое скорее является иллюстрацией: находя некие
общие идеи в кумранских рукописях, новозаветных книгах, гностических писаниях
и творениях отцов Церкви, он делает выводы в пользу своей теории. Такой
подход не может быть признан методологически правильным, поскольку значение и
авторитет новозаветных книг, святоотеческих трудов, гностических произведений
и рукописей Мертвого моря совершенно различны, также, как различен
исторический и религиозный контекст, в котором они появились и имели хождение.
За последние несколько лет ситуация принципиально не изменилась. В
2002 году вышла книга А. Владимирова "Кумран и Христос''''. Отказавшись
от выводов И. Р. Тантлевского, но испытывая в целом сильную зависимость от
его труда и восприняв его методологию, А. Владимиров привлекает к своим
построениям уже не только апокрифы и гностические произведения, но даже
оккультные труды Н. Рериха и Е. Блаватской. Он строит собственную систему,
в которой пытается датировать срок жизни "исторического Иисуса" почти на
столетие раньше общепринятой даты, отождествив Его с Учителем праведности.
1.6.Важнейшие публикации по мессианизму
в рукописях Мертвого моря
Практически все авторы, затрагивавшие вопросы соотнесения рукописей
Мертвого моря и христианского учения, касались и мессианских воззрений,
выраженных в кумранских свитках. В силу огромного количества работ
представляется разумным указать только наиболее значительные из исследований
последних лет.
71 Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002, 766 с, илл.
25